Злоупотребление служебными полномочиями – состав преступления и статья по УК РФ

Использование сотрудниками госструктур и органов местной власти своего служебного положения, повлекшее существенное ущемление интересов и прав общества и государства, организаций, граждан, наказывается по УК РФ.

Злоупотребление должностными полномочиями – посягательство на нормальную работу органов власти, муниципальных и госпредприятий. Злоупотребление служебными полномочиями – состав преступления, статья по УК РФ

Наказание

За злоупотребление должностными полномочиями, совершенное из корыстной либо другой личной заинтересованности, повлекшее указанные выше последствия, вменяется:

  1. Денежное взыскание до 80 т. р. или в сумме, равной доходам виновного за полгода.
  2. Запрет занимать посты или вести деятельность определенных видов до 5 лет.
  3. До 4 лет принудительных работ или лишения свободы.
  4. До полугода ареста.

Отягчающие признаки

Злоупотребление должностными полномочиями гражданином, занимающим пост в федеральной или региональной структуре власти, а также главой территориального органа самоуправления наказывается:

  1. Денежным взысканием размером 100-300 т. р. или в сумме доходов виновного за 1-2 г.
  2. Принудительными работами до 5 л.
  3. Тюремным заключением до 7 лет.

К последним двум санкциям дополнительно может вменяться запрет на пребывание на постах или ведение деятельности определенного типа в течение 3 лет. Если злоупотребление должностными полномочиями повлекло тяжкие последствия, виновным грозит до 10 лет тюрьмы. Дополнительно также может вменяться запрет, указанный выше (на тот же период).

Субъект преступления

Ст. 285 УК РФ распространяется на граждан, временно, постоянно либо по специальному правомочию реализующих функции представителей власти, исполняющих административно-хозяйственные или организационные и распорядительные задачи в госорганах, структурах местного самоуправления, муниципальных или госучреждениях, госкорпорациях, госпредприятиях, унитарных в том числе, в АО, контрольный пакет ценных бумаг в которых принадлежит государству, регионам или МО. Норма действует также в отношении служащих ВС, прочих воинских подразделений страны.

Злоупотребление служебными полномочиями – состав преступления, статья по УК РФ

Пояснения

Ст. 285 УК РФ в новой редакции закрепляет ответственность за деяние, содержащее три обязательных признака:

  1. Использование гражданином своего статуса вопреки служебным интересам.
  2. Возникновение последствий, выраженных существенными нарушениями интересов и прав юридических и физлиц, общества и государства.
  3. Связь между деянием и его результатом.

Рассмотрим каждый из них.

Использование служебного статуса

Злоупотребление должностными полномочиями предполагает совершение действий, которые хоть и непосредственно связаны с реализацией сотрудником его обязанностей и прав, но не вызваны необходимостью.

Такие поведенческие акты противоречат как общим требованиям и задачам, осуществляемым государственным аппаратом и структурами местного самоуправления, так и целям, для которых гражданин получил соответствующие правомочия.

Статья 285 УК РФ распространяется на случаи совершения из корыстной либо другой личной заинтересованности действий при отсутствии оснований и обязательных условий для этого.

К примеру, производится прием на работу граждан, которые фактически не исполняют трудовые обязанности, выдается водительское удостоверение людям, не сдавшим экзамен, освобождение начальниками (командирами) своих подчиненных от выполнения ими их обязанностей с направлением для обустройства частного владения служащего или работы в коммерческих организациях.

Дополнительно

Статья 285 УК РФ действует также в случаях умышленного неисполнения служащим его обязанностей.

При этом ответственность наступает, если такое бездействие было совершено из корыстных целей или по другой личной заинтересованности, объективным образом не согласовывалось с задачами, для реализации которых гражданин получил свой статус, и повлекло нарушение интересов и прав государства, организаций, общества, отдельных граждан.

Злоупотребление служебными полномочиями – состав преступления, статья по УК РФ

Ст. 285 УК РФ: оправдательный приговор

Если деяние, наказание за которое закрепляет рассматриваемая норма, совершается служащим для устранения опасности, которая непосредственно угрожает интересам и правам гражданина, общества, государства, и она не может ликвидироваться иными способами, то такое поведение не рассматривается как уголовное деяние. При этом не должен быть превышен предел крайней необходимости.

Не могут рассматриваться как преступные деяния лица, связанные с реализацией ими должностных полномочий, повлекшие вред охраняемым интересам общества и государства, организаций и граждан, если они совершались во исполнение приказа или распоряжения, являющегося для него обязательным. Соответствующее положение закреплено в ст. 42 Кодекса.

Особые случаи

Если гражданин совершает умышленное преступление, предусмотренное 285 или 286 статьей, во исполнение приказа/распоряжения, являющегося для него заведомо незаконным, он несет ответственность по общим правилам.

Действия начальника, которым был издан акт, расцениваются как подстрекательство к посягательству или его организацию. Такие действия квалифицируются по соответствующей норме Особенной части Кодекса со ссылкой на 33 статью (ч. 3 или 4).

Служащий, который издал заведомо незаконное распоряжение (приказ) подчиненному, не осознававшему противоправность акта и осуществившему его, привлекается к ответственности в качестве исполнителя.

Если же для достижения неправомерного результата гражданин использует не служебное положение, а какие-либо связи, авторитет занимаемого им поста и пр., то на него не распространяются положения ст. 285 УК РФ. Состав преступления комментируемой нормы отсутствует. Злоупотребление служебными полномочиями – состав преступления, статья по УК РФ

Последствия

Приговоры по ст. 285 УК РФ выносятся при установлении факта причинения ущерба интересам и правам граждан, государства, общества, организаций. Речь, в частности, о юридических возможностях, гарантированных Конституцией и федеральным законодательством.

К примеру, действиями служащего может быть нарушено право на уважение достоинства и чести человека, неприкосновенность жилища, частной жизни, тайну переписки, телеграфных, почтовых сообщений, телефонных переговоров, на судебную защиту, компенсацию вреда, причиненного деянием, доступ к правосудию и так далее.

Нарушением законных интересов организаций и граждан в результате неправомерного использования служебного статуса считается создание препятствий в удовлетворении потребностей, не противоречащих нормам права и морали.

К примеру, действия, блокирующие возможность выбора по собственному усмотрению организации для сотрудничества, совершенные сотрудником госоргана, подпадают под комментируемую норму. Судебная практика по ст. 285 УК РФ указывает на необходимость учета степени негативного влияния противоправного поведения на нормальную работу предприятий, размер и характер материального вреда, понесенного им, количество потерпевших граждан, а также тяжесть нанесенного им имущественного, морального, физического ущерба.

Мотивы

С субъективной стороны деяние характеризуется виной в умышленной форме. Умысел может быть как косвенным, так и прямым. Обязательным элементом субъективной стороны выступает мотив. Им является корыстная либо другая личная заинтересованность.

Под первой следует понимать стремление служащего посредством совершения противоправных действий извлечь для себя или иных лиц имущественную выгоду.

При этом она не связана с безвозмездным незаконным обращением материальных ценностей в свою пользу или иных граждан.

Злоупотребление служебными полномочиями – состав преступления, статья по УК РФ

Нюанс

В отличие от хищения имущества, принадлежащего иным лицам, с использованием должностных полномочий, злоупотребление ими из корыстных побуждений образуют такие действия служащего, которые или не связаны с изъятием материальных ценностей (к примеру, получение выгоды от эксплуатации вещи не по назначению), или связаны с возмездным/временным их изъятием.

Если деяние выразилось в фактическом обращении объекта в пользу виновного, то оно полностью охватывается частью 3 ст. 160 либо ч. 3 ст. 159 и дополнительно по рассматриваемой норме не квалифицируется. В случае когда служащий, используя свое положение, кроме хищения, совершает иные противоправные действия, которые связаны со злоупотреблением полномочиями из корысти или по другой личной заинтересованности, его поведение подпадает под соответствующие положения Кодекса в совокупности.

Квалифицирующие признаки

В части второй рассматриваемой нормы предусмотрено наказание за злоупотребление полномочиями лицом, имеющим особый статус.

В частности, к ответственности привлекаются сотрудники федерального или регионального госоргана, а также главы территориальных структур самоуправления.

В качестве особо квалифицирующего признака, предусмотренного в части третьей нормы, выступают тяжкие последствия от совершенного деяния.

Злоупотребление служебными полномочиями – состав преступления, статья по УК РФ

Важный момент

В процессе рассмотрения дел по преступлениям, подпадающим под ст. 285, необходимо устанавливать, какие нормативно-правовые документы и иные акты устанавливают обязанности и права гражданина, привлекаемого к ответственности. При этом в постановлении указываются юридические возможности, которые были использованы неправомерно, со ссылкой на конкретную часть комментируемой нормы.

Заключение

Опасность злоупотребления должностным положением состоит главным образом в том, что противоправные действия уполномоченных лиц дискредитируют деятельность органов власти в глазах народа. Незаконное поведение подрывает авторитет структур, нарушает нормальное их функционирование. Кроме этого, причиняется существенный ущерб интересам граждан и организаций.

Законодательство устанавливает срок давности по ст. 285 УК РФ. Деяния, ответственность за которые закрепляется в первой части нормы, относятся к посягательствам средней тяжести. Для них срок давности 6 лет. Деяния, наказания за которые устанавливают 2 и 3 части, считаются тяжкими.

Привлечь виновных к ответственности за них можно в течение 10 лет. В 2013 г. была объявлена амнистия. Ст. 285 УК РФ была включена в перечень норм, по которым виновные были освобождены. Злоупотребление служебными полномочиями – состав преступления, статья по УК РФ

Стоит сказать, что в настоящее время на всех уровнях власти ужесточился контроль над деятельностью служащих. Однако если в федеральных и региональных органах принимаемые меры дают эффект, то в муниципалитетах ситуация остается крайне сложной.

Это обусловлено тем, что законодательство разделяет сферу власти на два направления: государственное и местное. В последнем случае нормативные акты хоть и принимаются во исполнение федеральных законов, но существенно адаптируются под конкретную административно-территориальную единицу.

В результате непосредственное решение вопросов, касающихся ужесточения контроля на местах, зависит от муниципальной власти.

Читайте также:  160 статья УК РФ: присвоение и растрата чужого имущества, квалификация преступления и виды наказания

Тем не менее на уровне ряда МО ведется активная работа по выявлению лиц, злоупотребляющих своим должностным положением. Безусловно, эта сфера требует особого подхода. Для каждого муниципалитета должны быть разработаны конкретные мероприятия, учитывающие специфику местности, разветвленность административного аппарата, а также иные факторы, заслуживающие внимания.

Источник: https://BusinessMan.ru/statya-uk-rf-zloupotreblenie-doljnostnyimi-polnomochiyami-sostav-prestupleniya-sudebnaya-praktika-srok-davnosti.html

Ответственность по УК РФ за использование служебного положения

Под злоупотреблением по службе понимают выполнение должностным лицом своих трудовых функций против интересов службы. Чтобы использование служебного положения по УК РФ было признано преступлением, необходимо также наличие в действиях виновного корыстного мотива.

Злоупотребление служебными полномочиями – состав преступления, статья по УК РФ

Состав преступления

Для того чтобы привлечь служащего к уголовной ответственности за злоупотребление своими правами (ст.285 УК РФ), необходимо соблюдение всех характеристик состава преступления, который включает:

  • объект;
  • субъект;
  • объективную сторону;
  • субъективную сторону.

Субъект

Для начала нужно разобраться, кого можно привлечь к ответственности за такое правонарушение. Субъект ст.285 УК является специальным, то есть не любой гражданин может быть признан виновным в таком деянии.

Когда речь идёт об уголовном преследовании по ст.285 наказывать за злоупотребление служебным положением можно только государственных служащих или лиц, которых избрали на должности в государственные инстанции (например, депутаты местных органов самоуправления).

Руководители частных компаний и их должностные лица, которые используют свои полномочия в личных интересах, также совершают преступление, но отвечать за него они будут не по ст.285, а по ст.201 УК.

Субъективная сторона

С субъективной стороны злоупотребление служебным положением по УК РФ характеризуется не только прямым умыслом, но и специальной целью. То есть для привлечения к ответственности нужно одновременное совпадение следующих позиций:

  1. Лицо умышленно совершает действия против интересов службы (в случае неосторожности речь может идти о халатности).
  2. Его действия имеют корыстный мотив, то есть желание получить выгоду для себя или близких, либо другую личную заинтересованность (например, чиновник специально, против интересов госоргана, заключает договор поставки с компанией, принадлежащей его родственнику).

Объективная сторона

В объективную сторону входит 3 обязательных компонента:

  • Совершение деяния, входящего в компетенцию должностного лица, но не соответствующего интересам службы. Это может быть, как активное действие (например, незаконное прекращение уголовного дела), так и бездействие (например, попустительство преступлению).
  • Наступление последствий, выражающихся в причинении серьёзного вреда правам и законным интересам граждан либо интересам общества и государства в целом.
  • Причинная связь между совершённым деянием и наступившими последствиями.

Следует заметить, что в понятие злоупотребления полномочиями входит совершение действий, по факту входящих в компетенцию должностного лица, но совершаемых им против интересов службы. Если должностное лицо совершает действия, вообще не входящие в его компетенцию, оно может быть привлечено к ответственности за превышение служебных полномочий. Подробнее мы расскажем в отдельной статье https://lexconsult.online/8617-prevyshenie-dolzhnostnyh-polnomochii

Компетенция служащего закрепляется в должностной инструкции либо отдельных нормативно-правых актах (например, компетенция прокурора – в законе о прокуратуре).

Действия, совершаемые в рамках данного состава, не обязательно направлены против функционирования конкретного государственного органа. Например, выдача водительского удостоверения лицу, не сдавшему экзамен, никак не угрожает деятельности ГАИ, но в случае корыстной цели и наступления оговоренных последствий ведёт к привлечению к уголовной ответственности по ст.285 УК.

Объект

Объектом преступления выступает нормальное функционирование государственных органов. Использование служебного положения в личных целях подрывает авторитет органов власти и грозит нарушениями в деятельности конкретных звеньев аппарата управления государством.

Злоупотребление служебными полномочиями – состав преступления, статья по УК РФ

Меры наказания

Статья 285 УК разбита на 4 части, каждая из которых предусматривает различные наказания.

Первая часть описывает злоупотребление без квалифицирующих признаков и предлагает следующие виды наказаний:

  • Штраф до 80 тыс. рублей;
  • Лишение права заниматься определённой работой на 5 лет;
  • Принудительные работы до 4 лет;
  • Арест до полугода;
  • Тюремное заключение до 4 лет.

Обратите внимание

В зависимости от обстоятельств дела, виновному могут вменить статью 330 УК РФ за самоуправство, то есть совершение лицом самовольных действий (вопреки закону), нарушающих установленный порядок или интересы других граждан. В этой статье можно прочитать подробнее.

Вторая часть предусматривает наказание за злоупотребление, которое допустили должностные лица, чьи должности установлены законодательными актами для непосредственного выполнения функций государственного органа.

Список наказаний такой же, как и в первой части, но их размер гораздо строже: от 100 тысяч штрафа до 7 лет лишения свободы.

Объективная сторона части третьей включает в себя совершение действий по первой или второй части, если они привели к тяжким последствиям.

Под ними понимаются крупные аварии, остановка производства, значительный материальный ущерб, психическое заболевание, покушение на самоубийство или смерть потерпевшего и т.д.

Окончательную оценку того, относятся ли наступившие последствия к тяжким, даёт суд.

Такое злоупотребление служебным положением в уголовном праве наказывается исключительно тюремным заключением до 10 лет с лишением возможности в последующем заниматься определённой работой на 3 года.

Судебная практика

Ярким примером злоупотребления служебными полномочиями может служить уголовное дело в отношении следователя из Карелии. Его племянник был замешан в мошеннических схемах, о которых узнали правоохранительные органы. Для того чтобы выгородить своего родственника следователь настоял на не проведении дополнительной проверки, и уголовное дело по данному факту не было возбуждено.

В последующем этот факт вскрылся в ходе проверки и следователь был привлечён к уголовной ответственности по ст.285 УК.

Источник: https://lexconsult.online/8800-zloupotreblenie-sluzhebnym-polozheniem

Злоупотребление должностными полномочиями

Объектом преступления является установленный порядок функционирования органов государственной власти и управления, местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, Вооруженных сил РФ и других воинских формирований.

Объективная сторона преступления по ч. 1 ст. 285 состоит в злоупотреблении должностными полномочиями, то есть их использовании вопреки интересам службы.

Круг служебных полномочий определен уставом, должностной инструкцией или другим нормативным актом, в которых формулируются права и обязанности лица, занимающего соответствующую должность.

Использование служебных полномочий вопреки интересам службы — это действия, которые совершаются должностным лицом в пределах Своей компетенции, но по своему содержанию заведомо противоречат целям и задачам, ради достижения которых функционирует соответствующий орган. Использование служебных полномочий вопреки интересам службы может совершаться путем как действия (отдача заведомо незаконного распоряжения подчиненному), так и бездействия (неисполнение требований должностной инструкции).

Обязательным элементом объективной стороны является существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций Либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Преступление является оконченным с момента причинения существенного вреда правам или законным интересам граждан или интересам общества и государства.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым или косвенным умыслом. Вид умысла определяется отношением виновного к последствиям преступления.

Мотивами преступления являются корыстная или иная личная заинтересованность. Корыстная заинтересованность состоит в стремлении виновного получить определенную материальную или имущественную выгоду в свою пользу или в пользу других лиц (внеочередное получение квартиры, ссуды на строительство жилья и пр.).

При совершении должностным лицом присвоения или растраты вверенного имущества его действия квалифицируются по п. «в» ч. 2 ст. 160 УК.

Иная личная заинтересованность подразумевает стремление виновного получить какие-то выгоды нематериального характера: составить протекцию знакомому или родственнику, угодить руководству и пр.

Субъект преступления специальный — должностное лицо. В соответствии с п. 1 Примечания к ст. 285 должностными лицами в статьях гл. 30 УК признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях РФ.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 10 февраля 2000 г.№ 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе», к представителям власти следует относить лиц, осуществляющих законодательную, исполнительную или судебную власть, а также работников государственных, надзорных или контролирующих органов, на-деленных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности.

Организационно-распорядительные функции включают в себя, например, руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий.

К административно-хозяйственным функциям могут быть, в частности, отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т. п.

Выполнение перечисленных функций по специальному полномочию означает, что лицо исполняет определенные функции, возложенные на него законом (стажеры органов милиции, прокуратуры и др.), нормативным актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом.

Читайте также:  Ответственность за использование поддельных водительских прав: статья по УК РФ

Такие функции могут осуществляться в течение определенного времени или одноразово либо совмещаться с основной работой (народные и присяжные заседатели и др.).

В соответствии с п. 5 Примечания к ст. 285 в случаях, предусмотренных международными договорами РФ, субъектами должностных преступлений могут быть признаны иностранные должностные лица и должностные лица публичной международной организации.

Квалифицированный состав преступления (ч. 2 ст. 285) уточняет статус субъекта преступления. К ним относятся три категории лиц:

  • лица, занимающие государственные должности РФ;
  • лица, занимающие государственные должности субъектов РФ;
  • главы органов местного самоуправления.

Государственной должностью является должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией, с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

В соответствии с п. 2 Примечания к ст. 285 лицами, занимающими государственные должности РФ, понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. Это могут быть руководители министерств и ведомств, председатели судов, главы органов законодательной и исполнительной власти.

В п. 3 Примечания к ст. 285 определяется, что под лицами, занимающими государственные должности субъектов РФ, понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. Это могут быть руководители субъектов РФ.

Глава муниципального образования — это выборное должностное лицо, возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования. По терминологии ст. 285 он является главой органа местного самоуправления.

Особо квалифицированный состав преступления (ч. 3 ст. 285) предусматривает наступление тяжких последствий в результате злоупотребления должностными полномочиями.

Такая квалификация возможна, когда по делу установлено, что в результате преступления причинен такой вред, как крупные аварии, длительная остановка транспорта или производственного процесса, дезорганизация работы учреждения, предприятия, срыв выполнения народнохозяйственных заданий, нанесение государству материального ущерба в особо крупных размерах, причинение смерти или тяжких телесных повреждений хотя бы одному человеку и т. п.

При этом необходимо, чтобы кроме указанных вредных последствий имелись и другие предусмотренные законом признаки состава должностного злоупотребления.

Источник: https://law.wikireading.ru/31408

Что такое мошенничество с использованием служебного положения? Состав преступления и ответственность за него по ч. 3 ст. 159 УК РФ

Одним из видов хищений, предусмотренных уголовным законодательством, является мошенничество. В свою очередь преступные действия, которые описываются ст. 159 УК РФ, имеют несколько квалифицирующих признаков.

Одним из них является использование преступником своего положения и тех возможностей, которые ему даёт служба. Этот вид преступных действий предусмотрен отдельной нормой – частью 3 указанной статьи.

Но что собой представляет хищение или мошенничество путем злоупотребления служебным положением?

Определение

Чтобы точно охарактеризовать этот вид преступлений, нужно учитывать следующее:

  • П. 1 Примечаний (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2002 г. N 29 «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое») к ст. 158 – там есть общее определение, данное для хищения. Оно применяется и к мошенничеству, поскольку оно лишь разновидность хищения.
  • Ч. 1 ст. 159 УК РФ – в ней содержатся общие признаки состава преступления по мошенничеству.
  • Собственно ч. 3 той же статьи – в ней содержатся квалифицирующие признаки этого вида деяний.

Ключевым признаком этого вида преступлений является способ их совершения. От обычного мошенничества деяние, которое рассматривается по ч. 3 общей статьи, отличается тем, что преступник использует такой фактор, как занимаемая им должность и служебные возможности, с ней связанные.

Закон не определяет, каким конкретно должно быть положение виновного. Главное для ч. 3 ст. 159 УК РФ – это то, что злодей не просто похитил что-то с помощью обмана (или злоупотребил доверием), но и при этом использовал те возможности, которые были ему предоставлены в связи с его службой.

Таким образом, для того, чтобы мошенничество рассматривалось как совершённое с использованием положения на службе, необходимы следующие признаки:

  • Преступник занимает одну из управленческих должностей, дающих ему определённые полномочия.
  • У виновного лица эти полномочия реально имелись.
  • Полномочия были использованы для совершения преступления.

Последний признак особенно важен. Если должностное лицо оказывается мошенником «в частной жизни» и совершает преступление, никак не используя предоставленные ему по закону полномочия – его действия будут квалифицироваться по другим нормам УК РФ (в частности, по ч. 1 ст. 159 и т. д.).

Что конкретно понимается под служебным положением?

Здесь следует руководствоваться определением, которое дал Пленум ВС РФ в постановлении №51 от 2017 года. Оно указывает, что по делам, касающимся мошенничества (равно как присвоения или растраты) под лицами, использующими служебное положение, понимаются:

  • Должностные лица – то есть люди, которые выполняют (пусть даже и по разовому полномочию) функции представителя органа власти, а также наделённые распорядительными, организационными, административными или хозяйственными полномочиями (даже не относящиеся в гос.органам).
  • Государственные либо муниципальные служащие, не относящиеся к должностным лицам.

Важно. В том случае, если мошенничество совершалось в соучастии, но остальные соучастники не обладают вышеперечисленными признаками, их действия могут квалифицироваться по ч. 3 ст. 159 с учётом положений ст. 33 УК РФ.

Отличия от присвоения и растраты

Говоря о мошенничестве, совершаемом с использованием служебного положения, нужно не забывать о том, что сходный состав имеет ещё одно преступление, предусмотренное ст. 160 УК РФ – присвоение либо растрата. Более того, ч. 3 указанной статьи имеет тот же квалифицирующий признак – использование служебных полномочий.

Как отличить эти два состава друг от друга? Ключевым различием здесь выступает следующее:

  • В случае присвоения либо растраты между преступником и потерпевшим имеются юридически оформленные отношения, в следствие которых материальные ценности были виновному вручены для хранения или временного пользования.
  • В случае мошенничества никаких законных оснований для получения имущества у преступника нет. Никаких юридических отношений между виновным и потерпевшим нет, весь их контакт основан исключительно на доверии.

Применительно к ч. 3 ст. 159 УК РФ состав преступления будет выглядеть следующим образом:

  1. Объект – отношения, связанные с собственностью на имущество.
  2. Объективная сторона – умышленные действия, связанные с обманом или использованием чужого доверия во зло.
  3. Субъект – вменяемое лицо старше 16 лет, при этом наделённое определёнными властными полномочиями в силу занимаемой должности.
  4. Субъективная сторона – прямой умысел, корыстные мотивы.

Сам же состав является материальным, то есть ответственность наступает с того момента, когда преступник (или лицо, в интересах которого он действует) вступило во владение чужим имуществом либо приобрело юридически оформленное право им распоряжаться.

В том случае, если вина лица, совершившего мошенничество, доказана, ч. 3 ст. 159 УК РФ предусматривает следующие виды наказаний:

  1. Штраф. Его размер может выражаться либо в твёрдой сумме (от 100 до 500 тысяч рублей), либо относительно заработка или иного дохода осуждённого (доход за срок от 1 до 3 лет).
  2. Принудительные работы. Их срок – до 5 лет включительно. Дополнительно может назначаться ограничение свободы до 2 лет, однако это – не обязательное наказание.
  3. Лишение свободы сроком до 6 лет.

В последнем случае могут быть применены дополнительно:

  • Штраф до 80 тысяч рублей либо в размере дохода до 6 месяцев.
  • Ограничение свободы до 1 года 6 месяцев.

Дополнительная по ст. 285 УК РФ

Мошенничество, совершаемое с помощью служебных полномочий, часто сочетается с ещё одним составом преступления – злоупотребление полномочиями, связанное с личной заинтересованностью, ст. 285 УК РФ. Дополнительная квалификация по этой статье требует следующих условий:

  • Виновный не просто использовал предоставленные ему служебные полномочия ради того, чтобы обманом выманить чужое имущество – он ещё и нанёс тем самым ущерб тем интересам, ради которых его служба существует.
  • Преступление должно причинить существенный ущерб интересам граждан либо организаций.

Если же злоупотребление было выражено только в хищении имущества, то действия преступника будут квалифицироваться по ч. 3 ст. 159 или по ч. 3 ст. 160 УК РФ, без дополнительного применения ст. 285 УК РФ.

Что будет совокупностью деяний?

Для одновременного использования ст. 159 и ст. 285 УК РФ требуется следующие условия:

  • Было совершено мошенничество.
  • Помимо этого преступником были совершены другие незаконные действия.

В качестве примера можно привести дело, рассмотренное Кузнецким районным судом в отношении директора средней школы. Эта женщина совершила следующее:

  1. Утвердила приказ, согласно которому ей была установлена дополнительная нагрузка за преподавание одного из предметов, заранее зная, что фактически ничего она преподавать не будет.
  2. На основании приказа утвердила тарификационный список, где обязанность преподавания этого предмета возлагалась на неё.
  3. Давала устные указания учителям выставлять по этому предмету оценки без проверки знаний учеников.
Читайте также:  Угон автомобиля: что делать, если угнали авто, и как предотвратить?

Хищение с использованием своего служебного положения средств из фонда оплаты труда районного отдела образования путем предоставления туда сфальсифицированных данных о проводимых уроках.

Злоупотребление полномочиями с целью включения в педагогический стаж часов за преподавание. Тем самым были существенно нарушены как интересы службы, так и права и интересы граждан.

Если имела место совокупность деяний, предусмотренных ст. 159 и 285 УК РФ, то, выбирая наказание, суд будет руководствоваться ст. 69 УК РФ. Она предусматривает, что за каждое отдельное преступление наказание должно тоже быть отдельным.

При этом нужно учитывать, что ч. 3 ст. 159 относится к категории тяжких преступлений – следовательно, поглощения сроков не будет, а окончательный результат будет исчисляться путём сложения наказаний.

Однако при этом нужно учитывать, что окончательный срок наказаний не может больше чем наполовину превышать максимальный срок, предусмотренный за тяжкое преступление. Применительно к ч. 3 ст. 159 это будет означать, что самым тяжким наказанием будет общий срок лишения свободы не свыше 9 лет (поскольку максимальное наказание по ч. 3 – 6 лет).

Если же при совокупности деяний самым тяжким будет преступление, предусмотренное ст. 285 (например, если деяния квалифицируются по ч. 3 этой статьи) – то общий срок должен быть не свыше 15 лет (максимум по ч. 3 ст. 285 – 10 лет).

Состав преступления, предусмотренный ч. 3 ст. 159, является одним из видов квалифицированного мошенничества. Главным признаком при этом выступает то, что используется служебное положение виновного.

Таким образом, субъектом такого преступления может являться только особое лицо. При этом надо помнить, что этот вид преступлений может быть сопряжён с одновременным совершением и другого, предусмотренного уже ст.285 Кодекса.

Источник: https://pravovoi.center/ugolovnoe-pravo/ehkonomika/prestuplenie-sobstvennost/moshennichestvo-159-uk-rf/vidy-moshen/s-isp-sluzhebnogo-polozheniya.html

Объективные признаки преступления предусмотренного статьей 285 УК РФ

В статье рассматриваются вопросы, связанные с объектом, объективной стороной преступления предусмотренного статьей 285 УК РФ. Проведен краткий анализ современной судебной практики за преступления, ответственность за которые предусмотрена статьей 285 Уголовного кодекса РФ.

Рассматривая объект преступления, автор приходит к выводу, о том что дополнительный непосредственный объект должностных преступлений на современном этапе имеет огромное значение и в большинстве случаев возбуждение уголовного дела возможно только с дополнительным непосредственным объектом.

В юридической литературе вопрос об объекте преступления принято ставить первым при проведении юридического анализа любого состава преступления.

Возведение данного вопроса на первое место связанно с тем, собственно, что объект преступления в значительной мере определяет юридическую структуру, а так же возникновение уголовно-правового запрета, объемы и приделы уголовно-правовой защиты и многие объективные и субъективные признаки состава преступления.

От объема вреда причиняемому объекту преступления определяются общественно опасные последствия преступления, а так же возможность признания действие (бездействия) не преступным на основании части 2 статьи 14 УК РФ. Так же объект преступления имеет важное и определяющее значение для определения материального понятия преступления.

Точное определение объекта преступного посягательства позволяет давать верную юридическую оценку преступных действий и, как следствие, выбрать наиболее эффективные методы борьбы с ними. Так при схожести действий предусмотренными статьями 201 и 285 УК РФ для их разграничения требуется определения объекта преступного посягательства.

Примером практического значения объекта можно поставить нашумевшее уголовное дело в отношении мэра города Владивостока Игоря Пушкарева, бывшего директора МУПВ «Дороги Владивостока» Андрея Лушникова и генерального директора АО «Востокцемент» Андрея Пушкарева.

Мэр города Игорь Пушкарев и директор МУПВ «Дороги Владивостока» злоупотребляли своими служебными полномочиями в пользу АО «Востокцемент».

Но в связи с разным родовым объектом мэру города Владивостока вменяется часть 3 статьи 285, а директору коммерческой фирмы часть 2 статьи 201 УК РФ.

Основной непосредственный объект, т.е. конкретное общественное отношение взятое под охрану специальной статьей Особенной части уголовного кодекса РФ.

Исходя из того, что, во-первых, видовым объектом является совокупность общественных отношений, составляющих содержание нормальной деятельности аппарата публичной власти и управления, а, во-вторых, видовой и непосредственный объект находятся в плоскости одних и тех же общественных отношений и относятся между собой как часть и целое, можно прийти к выводу, что основным непосредственным объектом должностного преступления выступают, общественные отношения, регулирующие нормальную работу государственного аппарата и аппарата органов местного самоуправления как в целом, так и отдельных его звеньев.

Проводя анализ действующих уголовно-правовых норм, указывающих на ответственность за должностные преступления, стоит сказать о том, что для рассматриваемого нами состава (злоупотребления служебными полномочиями), характерен дополнительный непосредственный объект. В качестве дополнительного непосредственного объекта могут выступать права человека и гражданина законные интересы граждан и юридических лиц, а так же государства.

Анализ уголовных дел по ст.285 УК РФ, зарегистрированных и отраженных на официальном сайте Министерства внутренних дел с января 2016 по август 2017 года на территории России, дают возможность сделать вывод о том, что все преступления, предусмотренные нашей статьей возбуждаются исключительно при наличии вреда непосредственному дополнительному объекту — правам и законным интересам граждан и людей, организациям либо охраняемых законом интересов общества либо государства.

Практически отсутствуют случаи привлечения к уголовной ответственности должностных лиц за деяния, наносящий вред или угрозу родовому объекту. Данное свидетельство указывает на то, что для судебной практики при рассмотрении дел предусмотренными статьей 285 УК РФ, в первую очередь, важны конкретные нарушенные отношения, нашедших свое отражение в наступивших последствиях.

Объективная сторона преступления предусмотренного статьей 285 УК РФ основывается, во-первых, на использовании должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, во-вторых, последствиями в виде существенных нарушений прав и законных интересов физических и юридических лиц либо охраняемым законом интересов общества и государства и в третьих причинную связь между ними.

Использовать полномочия можно как путем действия так и бездействия. Обвинение в данном преступлении предполагает указания на то, какие именно полномочия использовало должностное лицо, что требует ссылки на правовые акты, определяющие эти полномочия.

Данное деяние должно совершаться вопреки интересам службы.

Злоупотребления могут быть признаны действия или же бездействия должностного лица, выходящие из его служебных полномочий и связанные с осуществлением прав и обязанностей, которыми данное лицо наделено в силу занимаемой должности.

Следует отличать злоупотребление должностными полномочиями от злоупотребления должностным положением, должностное положение более широкое понятие включающее в себя и должностное полномочия, а так же помимо этого включает в себя возможности, которые появляются в связи с осуществлением должностной деятельности.

Общественно опасные последствия могут находить свое выражение не только материальном вреде, но и ином, к примеру в подрыве авторитета власти, создании помех и сбоев в работе государственных и муниципальных органов нарушении общественного порядка, сокрытия иных преступлений и т.д.

При рассмотрении вопроса о существенном вреде предусмотренном в статье 285 УК РФ необходимо учитывать объем негативного, противоправного влияния на нормальную работу государственного или муниципального органа, характер и количество понесенного им ущерба число потерпевших и их физический, морального или имущественного вреда.

Еще одним элементом объективной стороны состава преступления предусмотренного статьей 285 УК РФ является причинно-следственная связь. Причинно-следственная связь подразумевает под собой взаимосвязь между событиями, когда общественно-опасные последствия закономерны, вызваны сознательным преступным поведением лица.

Современные юристы-ученые выделяют три вида причинной связи: прямая, необходимая и случайная. Прямая связь подразумевает под собой причинение вреда объекту преступления в отсутствии присоединения иных независимых сил. Необходимая заключается во внутреннем развитии преступного деяния с присущему ему особенностям.

Случайная же находит свое отражение в последствиях не являющимся результатом внутреннего развития преступного деяния, а вызвана она иными причинно-следственными обстоятельствами.

Говоря конкретно о рассматриваемом нами преступлении нужно подчеркнуть свойственность злоупотреблениям должностных полномочий именно прямую причинно-следственную связь.

Данное обстоятельство связанно с тем что, преступное деяние должно быть напрямую связанно с наступившими последствиями, которыми как мы говорили выше являются существенное нарушение прав и интересов личности и организации либо же государства, что по своей сути является общественно опасным последствием.

При этом обязательно установить, что злоупотребление и превышение должностных полномочий должностным лицом не только предшествовало преступному деянию, и в процессе преступления создавалась реальная возможность наступления общественно опасных последствий, но и являлось необходимым условием их наступления.

Помимо этого, определение причинно-следственной связи между преступным деянием и наступившими негативными последствиями является обязательным условием уголовной ответственности для преступлений относящихся к материальным, что непременно важно для нас так как рассматриваемый нами состав преступлений являются материальными, т.е. преступление можно считать оконченным с момента наступления преступных последствий.

Источник: https://novainfo.ru/article/14102

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector