Подмена ребёнка – какие наказания применяются в современном праве и как они выбираются в конкретных ситуациях?

Детство – это важный этап в жизни каждого, период становления моральных, духовных и других личностных качеств. В то же время, малолетние и несовершеннолетние граждане – одна из наиболее уязвимых категорий населения.

Поэтому закон уделяет так много внимания определению понятий, признакам ущемления прав детей, а также их гарантированию. Что же является нарушением, и где искать защиту при несоблюдении детских прав?

Законодательная база

Подмена ребёнка – какие наказания применяются в современном праве, как они выбираются в конкретных ситуациях?

  1. Конвенция о правах ребенка.
  2. Конституция РФ.
  3. Семейный кодекс.

Основной перечень прав, закрепленных законом:

  1. Семейное воспитание.
  2. Материальное обеспечение.
  3. Фамилия, имя, отчество (личные данные) и их изменение.
  4. Свобода мнения.
  5. Обеспечение защиты законных интересов.
  6. Возможность общаться с мамой, папой и другими родственниками.

Семейное воспитание

Мать и отец должны обеспечить ребенку возможность семейного воспитания, заботы и защиты. Собственные родители и круг родственников – идеальные условия для его проживания. Исключение составляет ситуация, когда мать/отец нарушают права малолетнего.

Подмена ребёнка – какие наказания применяются в современном праве, как они выбираются в конкретных ситуациях?

Если родители умерли/лишены прав в отношении малолетнего, его передадут под ответственность органов опеки. После этого специалисты должны принять все необходимые меры, чтобы он не был передан в организацию для детей-сирот. Первоочередно рассматривается возможность усыновления.

При отсутствии кандидатов, ребенку ищут опекуна/приемного родителя. В случае если граждане, желающие принять его в семью, не подобраны, несовершеннолетний передается в учреждение для детей-сирот.

Но даже после этого, до его восемнадцатилетия будут приниматься все меры для его семейного устройства.

Материальное обеспечение

Мама и папа должны обеспечивать своих детей всем необходимым для нормального развития. Это обязательство распространяется на других близких родственников.

Возраст гражданина не влияет на его право быть собственником любого имущества, не запрещенного законом. Единственным ограничением является невозможность распоряжаться своим достоянием, кроме мелких личных доходов.

С момента рождения ребенок может получать в дар и наследовать. Неуплата родителями средств на содержание сына/дочери (алиментов) также является нарушением его имущественных прав.

Личные данные

Одним из основных неимущественных прав несовершеннолетних является возможность иметь фамилию, имя, отчество, реализовывать свои права, основываясь на личных данных и менять их при желании.

Мама и папа должны зарегистрировать младенца в течение 30 дней после рождения. Обращаясь в отдел ЗАГС, они уже обязаны определиться, какие данные получит несовершеннолетний:

  1. Имя присваивается по соглашению матери и отца либо по решению единственного родителя.
  2. Отчество образовывается по имени папы.
  3. Варианты присвоения фамилии:
    • когда у родителей одна фамилия или мать/отец одинокие, то младенец получает такую же;
    • если у мамы и папы разные, то ребенку можно присвоить любую, по их соглашению;
    • фамилии родителей можно объединить, через дефис.

Изменение данных возможно до 14летия ребенка при согласии мамы и папы. По достижению указанного возраста, несовершеннолетний может сам обратиться за сменой Ф.И.О.

Свобода мнения

Подмена ребёнка – какие наказания применяются в современном праве, как они выбираются в конкретных ситуациях?

Мнение лица, не достигшего совершеннолетия, может быть заслушано судом в присутствии законного представителя, педагога и специалиста опеки. Вердикт не обязательно будет основан на рассуждениях ребенка.

Обеспечение защиты законных интересов

Несовершеннолетний не может самостоятельно обеспечить защиту своих гражданских, жилищных и иных прав, поэтому данная обязанность возлагается на родителей/лиц, их заменяющих – прокуратуру, районный отдел опеки, суд.

Отдельно нужно рассмотреть ситуацию, когда опасность для ребенка исходит от близких ему людей (родителей, усыновителей, опекунов/попечителей, приемной семьи). В этом случае, несовершеннолетнего должны защитить специализированные органы.

Важно! Любой гражданин или должностное лицо, узнавшее о фактах нарушения прав малолетнего, обязаны сообщить об этом в государственные органы, осуществляющие надзор в сфере детства.

Возможность общаться с мамой, папой и другими родственниками

Общение с родителями, бабушками, дедушками, братьями, сестрами, тетями, дядями и другой родней имеет большое значение для формирования личности несовершеннолетнего. Раздельное проживание матери и отца вследствие развода или других обстоятельств, личные неприязненные отношения между родственниками не могут влиять на права ребенка.

Ограничение матери (к примеру) на общение с отцом является прямым нарушением права несовершеннолетнего. Но если такой контакт несет вред моральному развитию ребенка (отец учит ребенка воровству, бродяжничеству), то запрет на такие встречи будет возложен судом.

Примеры нарушения прав ребенка

Тема насилия в отношении несовершеннолетних до последнего времени не выходила на общественное рассмотрение. Борьба с жестоким обращением с детьми стала обсуждаться на государственном уровне сравнительно недавно.

Подмена ребёнка – какие наказания применяются в современном праве, как они выбираются в конкретных ситуациях? Подмена ребёнка – какие наказания применяются в современном праве, как они выбираются в конкретных ситуациях?

Агрессорами могут являться другие дети, посторонние граждане, педагоги и даже собственные родители. Чтобы понять, какие права ребенка нарушаются, необходимо определиться, какому жестокому обращению он подвергается. Выделяют следующие виды насилия:

  1. Эмоциональное.
  2. Физическое.
  3. Сексуальное.
  4. Пренебрежение нуждами.

Эмоциональное насилие

Зачастую мамы и папы не придают значения опасности выражения негативных эмоций на ребенка и последствиям таких поступков. Родители позволяют себе повышать голос на несовершеннолетнего, унижать и даже оскорблять его. Ситуация, в которой мать или отец реагируют криком на любое действие детей, распространена во многих семьях.

Отдельно стоит выделить игнорирование. Мама и папа могут отказываться разговаривать с малолетним в наказание за реальный или надуманный проступок. Ситуация, когда ребенок лишен эмоционального контакта с самыми близкими людьми, может серьезно его травмировать и оставить отпечаток на его личности на всю жизнь.

Одним из видов эмоционального насилия является бездействие родителей при нарушении прав детей. Такие ситуации формируют чувство незащищенности у  несовершеннолетнего.

Невозможность выразить собственное мнение отрицательно сказывается на характере ребенка. Такие лица растут инфантильными и неспособными к принятию серьезных решений.

Физическое насилие

Малолетний может подвергаться физическому насилию со стороны посторонних  граждан и близких людей. Телесные наказания несовершеннолетних также распространены в современных семьях, как и 100 лет назад.

Законные представители, которые должны защищать детей, часто считают побои одним из методов воспитания. Причем такая информация обычно остается за закрытыми дверями.

Выявление случаев телесных наказаний в семье происходит либо случайно, либо при серьезных травмах.

Факты физического насилия над несовершеннолетними со стороны посторонних граждан чаще бывают выявлены специализированными органами и завершаются наказанием виновного. На побои в семье, как правило, реагирует школа, детский сад и другие учреждения.

Сексуальное насилие

До 90% фактов полового насилия над детьми происходят в семье. В качестве агрессоров выступают отцы, отчимы, другие родственники и близкие друзья родителей, педагоги. Причем именно такие ситуации могут длиться на протяжении длительного промежутка времени, возможно, до нескольких лет, редко выявляются и сложны к доказыванию.

Существуют исследования, доказывающие прямую связь между ухудшающейся экономической ситуацией в стране и учащением случаев сексуального насилия над несовершеннолетними. Нехватка денежных средств для реализации желаний взрослых, повышает уровень употребления алкоголя, следствием чего является увеличение числа подобных фактов.

Пренебрежение нуждами

Отдельным видом насилия в отношении несовершеннолетних является пренебрежение основными нуждами ребенка. Среди них – потребности в еде, сезонной одежде по размеру, обуви, спальном месте, лечении.

Подобное жестокое обращение возможно только со стороны близких людей, например, законных представителей детей и других лиц, на которых возложена обязанность по материальному обеспечению малолетнего.

Ответственность за нарушение прав ребенка

Подмена ребёнка – какие наказания применяются в современном праве, как они выбираются в конкретных ситуациях?

  • административная;
  • уголовная.

Ненадлежащее воспитание, вовлечение в распитие алкогольных напитков, препятствие общению с родственниками и множество других правонарушений повлекут за собой административную ответственность. В качестве наказания может применяться штраф или предупреждение.

Преступления, совершенные против несовершеннолетних, такие как: вовлечение в противоправную деятельность, подмена, разглашение тайны усыновления повлекут уголовное преследование и наказание, в том числе – лишение свободы.

Пример: отказ отца от материального обеспечения малолетних детей приведет к созданию задолженности. В зависимости от увеличения суммы невыплаченных алиментов, ответственность будет меняться. Злостный должник подвергается уголовному преследованию.

Пути защиты детских прав

Лучший вариант защиты – профилактика. Необходимо принять меры к раннему выявлению проблемы до того, как вред нанесен.

Однако если ситуация произошла, нужно минимизировать последствия и исключить повторное причинение вреда. Ущемление прав ребенка должны предотвратить:

  1. Родители, усыновители, опекуны/попечители.
  2. Органы опеки.
  3. Прокуратура.
  4. Суд.

Законные представители

Закон возлагает обязанность по защите на самых близких людей. Если просмотреть перечень детских прав, становиться понятно, что их соблюдение первоочередно возложено на родителей. Еду, одежду, образование, контроль над поведением должны предоставить мама и папа (или лица, их заменяющие).

Органы опеки

Если несовершеннолетний лишен матери и отца, или нарушение прав исходит от близких ребенка, забота о нем возлагается на социальные органы. Специалисты опеки должны принять все возможные меры для того, чтобы он был передан на попечение в семью. В период подбора кандидатов защита прав возлагается на них.

При поиске лиц, готовых взять детей на воспитание, приоритет отдается родственникам. Это необходимо с целью сохранения кровных связей. В противном случае подбор кандидатов ведется среди посторонних граждан.

Передача несовершеннолетних в государственные организации является крайней мерой.

Однако и после этого обязанность по семейному устройству каждого воспитанника учреждения возлагается на орган опеки до совершеннолетия ребенка.

Кроме того, орган опеки входит в состав социальных институтов по первичному выявлению жестокого обращения. Если имеет место нарушение прав ребенка в семье – его необходимо оградить от агрессоров.

Прокуратура и суд

Надзорная функция за действиями органов опеки возложена на прокуратуру. При злоупотреблении полномочиями специалистами социальных органов или других фактах нарушения детских прав, прокурор должен применить меры воздействия или обратиться в суд за восстановлением законных интересов несовершеннолетнего.

Рассмотрев судебную практику, можно сделать вывод, что 20% всех исков о защите прав детей инициируются прокуратурой.

Окончательно оградить несовершеннолетнего от жестокого обращения может только суд. При наличии соответствующего решения, родители лишаются/ограничиваются в правах, а лица, причинившие вред ребенку, получают наказание.

Защита прав ребенка, которые нарушаются школой

Подмена ребёнка – какие наказания применяются в современном праве, как они выбираются в конкретных ситуациях?

  • образовательные;
  • не относящиеся к процессу обучения.

Несмотря на то, что школа является организацией, которая обязана предоставить детям знания, возникают ситуации, когда ребенка ограничивают в этом праве. Например, удаляют с урока за проступок, отказывают в выбранной форме обучения или по рекомендованному образовательному маршруту, препятствуют переводу в другую школу и так далее.

Одним из обсуждаемых в последнее время вопросов является финансирование родителями бесплатных образовательных учреждений. При этом педагоги могли не допускать к занятиям детей, мама и папа которых не сдали деньги.

Важно! В ситуации, когда ребенку отказывают в доступе к урокам, необходимо письменно обращаться на имя директора организации, в министерство образования, прокуратуру.

Человеческий фактор имеет огромное значение и в сфере образования. Личные неприязненные отношения, публичные оскорбления, критика, шантаж и другие меры, унижающие достоинство ученика, до сих пор можно встретить в школах.

Примеры из жизни

Учитель химии Валентина Федоровна  не допускала к уроку девочек-подростков с накрашенными или длинными ногтями. Ребенку выдавался ацетон для немедленного удаления лака и ножницы. Данная процедура проводилась перед всем классом и занятия не начинались до тех пор, пока процесс не был закончен. В этом случае нарушались как права конкретного ребенка, так и других учеников.

Учитель математики Наталья Николаевна наказывала детей за шумное поведение в течение уроков ударом линейки по рукам. Это яркий пример физического насилия над несовершеннолетним от посторонних лиц.

Необходимо поставить точку в вопросе: является ли наказание нарушением прав ребенка? Да, несомненно. Причем не имеет значения, в каком виде оно будет выражено: побои, ограничение в еде, отказ от предоставления образовательных услуг.

В каждом случае ребенку нужна помощь. Найти самостоятельно решение возникших проблем он не в силах.

Только ответственное родительство, надлежащее исполнение обязанностей педагогами и другими должностными лицами способно минимизировать ущерб, нанесенный такими действиями.

Источник: https://FamAdviser.ru/polnomochija/juvenalnaja/narushenie-prav-rebenka.html

Как приструнить чужого ребенка, который нарушает ваше спокойствие, а какие способы недопустимы?

Подмена ребёнка – какие наказания применяются в современном праве, как они выбираются в конкретных ситуациях?

Воспитание детей — штука сложная. Далеко не всегда они растут такими, какими хотелось бы их видеть родителям. Но с неподобающим, капризным или даже хамским поведением подрастающего поколения приходится сталкиваться и совершенно посторонним людям.

В таких ситуация взрослые оказываются в неловком положении: сделать замечание или продолжать терпеть, а если сделать, то что можно сказать, чтобы простая попытка привлечь чьего-то отпрыска к порядку не привела к обвинению уже в адрес самого взрослого?

Почему чужие дети бывают порой невыносимы, какие меры воздействия можно применить в рамках закона и кто отвечает за причиненный вам чужим ребенком ущерб — выяснила ”МК-Эстония”.

С ситуациями, когда чужой ребенок мешает своим поведением всем вокруг, а то и вовсе подвергает опасности других и даже себя, сталкивался каждый. В зависимости от возраста это поведение может быть как обычным капризом или шалостью, так и злонамеренным поступком.

Терпения не хватает

В обеденное время в автобусах можно встретить школьников разного возраста, которые громко общаются, толкаются, а то и выбегают и снова забегают в последний момент в транспорт, когда тот делает остановку. Обычно пассажиры молча взирают на это, надеясь, что школьники скоро выйдут, и в салоне снова станет тихо и спокойно.

”Один раз в магазине я столкнулась с тем, что чужой ребенок подходил к другим покупателям, толкая перед собой детскую тележку, и просто врезался в людей. Когда ребенок врезался в меня, я решила, что он сделал это случайно, просто не рассчитал поворот. Но когда это повторилось, поняла, что он делает это специально.

Его мать была в это время занята покупками в отделе кулинарии. Я предпочла ничего не говорить, хоть и была возмущена, а просто пошла дальше по своим делам”, — рассказывает Екатерина.В отличие от нее у некоторых людей терпения не хватает.

В интернете можно найти ролик, как в аналогичной ситуации мужчина берет из корзины ребенка йогурт и выливает ему на голову, так сказать, в воспитательных целях.

Отдельных слов заслуживают детские истерики в общественных местах, особенно тяжело приходится их свидетелям в самолетах, поездах или рейсовых автобусах, ведь в этом случае от источника звука деться некуда.

А если к этой истерике прибавляется еще и размахивание ногами и руками, то можно и синяк ненароком получить, сидя рядом, и испачканную ногой одежду, и разбитый от падения телефон, если вас неожиданно пнули в спинку кресла.

Впрочем, громко и нецензурно разговаривающие или даже выпивающие спиртное в кинотеатрах подростки — тоже практически безысходная ситуация.

Читайте также:  Разглашение персональных данных: какие виды наказания существуют за разглашение личной информации

В каких-то случаях можно, собрав терпение в кулак, промолчать и переждать, в других оставаться в стороне просто невозможно. Кто-то ограничится нотацией, а у кого-то рука зачешется оттаскать за ухо неугомонного сорванца. Но перед тем, как вообще что-либо сделать, стоит оценить, что можно предпринять в этом случае, а чего делать нельзя категорически ни с чужим ребенком, ни со своим.

Ответственность лежит на родителях

”Сделать замечание ребенку может любой человек, в том числе и другой ребенок. Никаких общих запретов на обращение к чужому ребенку не существует, — говорит присяжный адвокат Евгений Твердохлебов из Advokaadibüroo Vindex. — Ограничения в общении с ребенком связаны только с защитой детей от вредных влияний.

Например, нельзя предлагать ребенку алкоголь; склонять к оказанию возмездных сексуальных услуг, попрошайничеству, совершению преступлений, работе в необычных условиях, заключению брака, позированию для эротических произведений, участию в обороте или употреблению наркотиков; нельзя уводить ребенка моложе 14 лет от тех, кто за него отвечает, нельзя делать для такого ребенка доступными сцены жестокости, беспричинного умерщвления или истязания животных и т. д.”

Защищать ребенка от вредных влияний и заботиться о его развитии, по словам присяжного адвоката, должны его родители или опекуны.

Если это не выполняется, то каждый человек обязан сообщить о нуждающемся в помощи ребенке или в полицию, или в местное самоуправление, или по телефону помощи детям 116 111. Такое сообщение по желанию обратившегося может остаться анонимным.

Применение физической силы к ребенку, отмечает Твердохлебов, допустимо только для предотвращения опасности, а не с целью наказания.

”Исходя из этого, если родители сами не способны успокоить своего ребенка, то замечание может сделать и посторонний человек, — поясняет Евгений Твердохлебов. — За любой вред, причиненный ребенком до 14 лет, отвечают его родители или опекуны, независимо от их вины.

Это применяется и в случае, если, например, ребенок в детском саду или на тренировке по недосмотру воспитателя или тренера причинил ущерб — в любом случае отвечают родители, но в некоторых случаях вместе с ними, а не вместо них, могут отвечать и воспитатели, учителя или тренер”.

Так что, если ребенок запачкал плащ в транспорте, порезал ножницами одежду другого ребенка или толкнул кого-то в магазине, из-за чего из рук у человека выпал и разбился телефон, в любом случае, обращает внимание присяжный адвокат, отвечают родители или опекуны. А с 14 лет ребенок уже сам несет ответственность за свое поведение.

”Спокойно, четко и с умом”

Советник отдела детей и семей Министерства социальных дел Элизе Никонов говорит, что, с одной стороны, важно, чтобы люди были внимательны ко всем детям в общественных местах: если кажется, что ребенок может нуждаться в помощи, например, родитель плохо обращается с ребенком, то определенно нужно вмешаться.

С другой стороны, по словам чиновника, важно, чтобы в ходе этого вмешательства человек не обращался с ребенком ненадлежащим образом.

В Законе о защите детей предусмотрено, что запрещено психическое, эмоциональное, физическое или сексуальное ненадлежащее обращение с ребенком, в том числе унижение, запугивание и телесные наказания.

”Конкретная и четкая граница заключается в том, что чужого, равно как и своего, ребенка ни в коем случае нельзя физически ”призывать к порядку” — бить, толкать, дергать и т. . Исключение составляют экстренные ситуации.

Если ребенок бежит под машину или проявляет насилие в отношении другого ребенка, и это нельзя прекратить словами, то иной раз можно и нужно физически удержать ребенка, чтобы уберечь жизнь и здоровье его самого или другого человека, — приводит пример Элизе Никонов.

— К таким мерам можно прибегать лишь в крайних случаях и минимально использовать силу — только для того, чтобы нивелировать опасность, а не ”преподать урок” сорванцу”.

Что же касается устных ”призывов к порядку” в ситуациях, где дети мешают другим, например, в общественном транспорте или в магазине, советник Министерства социальных дел говорит, что каждый человек должен продумать, как в таком случае выразиться четко и ясно, но не пренебрегая ребенком. Даже если поведение детей раздражает и не уважает других, следует оставаться самому спокойным и уважительным.

Плохо ведущая себя молодежь, отмечает Элизе Никонов, зачастую чувствует негативное отношение со стороны взрослых, которые требуют соблюдения правил, но не прислушиваются к молодежи.

”Если взрослый грамотно подойдет к делу, спокойно и ясно выразится, как поведение ребят мешает ему и другим людям, попросит прекратить и, возможно, поинтересуется, что же их беспокоит, это может принести больше плодов, чем раздраженные окрики, — замечает представитель министерства.

— Конечно, может случиться и так, что молодежь грубо пошлет вас куда подальше. Тогда надо уметь не принимать это близко к сердцу. Иной раз разумнее уйти и в более запущенных случаях даже оповестить полицию. Лишь подавая своим общением правильный пример, можно надеяться, что он окажет позитивное влияние.

Если это и не изменит поведения молодых людей сразу же, то, по крайней мере, они запомнят, что их поведение кого-то раздражало, а человек отреагировал на это спокойно, четко и с умом”.

Сначала беседа

Елена Роос-Метсма, руководитель участковых полицейских Нарвского отделения полиции, говорит, что в случае неподобающего поведения детей надо рассматривать два варианта ситуаций: что делать, если несовершеннолетние совершают правонарушения и нарушают общественный порядок, и что делать, если ребенок сам нуждается в помощи или у вас есть подозрение, что ребенок находится в сложной или даже опасной ситуации.

”Если вы видите детей или подростков, нарушающих общественный порядок, то следует оценить, насколько опасна данная ситуация.

В зависимости от этого, может быть достаточно доброжелательного устного замечания — например, если кто-то видит, что из детской игры ситуация уже перерастает в случай травли, или кто-то из детей не знает, что место пустым пакетам от чипсов и бутылкам от лимонада в урне, а не на скамейке или газоне, — поясняет руководитель участковых полицейских.

— Сначала надо постараться выяснить обстоятельства, побеседовать, но если ребенок агрессивен либо убегает, нужно передать информацию в полицию. В магазине, кинотеатре, торговом центре следует подойти к сотруднику охранного предприятия и сообщить о нарушении”.

К сожалению, многие подростки идут на поводу у своих, как им кажется, более крутых друзей и достаточно рано начинают употреблять алкогольные напитки и курить.

Елена Роос-Метсма отмечает, что поведение ребенка может измениться под воздействием даже небольшого количества алкоголя, и в некоторых случаях подростки становятся агрессивными, что опасно в первую очередь для них самих и для окружающих.

”Если вы видите распивающих алкоголь подростков, сообщите в полицию. Детям до 18 запрещается иметь при себе даже закрытые алкоголь и табачные изделия, — обращает внимание представитель полиции.

— Получив сообщение о таких подростках, полиция сможет вмешаться в ситуацию, а самое главное, проверить, что на самом деле происходит с этими детьми, почему они в позднее время на улице, почему употребляют алкоголь или даже наркотики, каким образом подросток получил запрещенные вещества”.

По словам Роос-Метсма, часто, когда полиция занимается разрешением таких случаев, выясняется, что подросток предоставлен сам себе, и семья не обеспечивает надлежащий уход и необходимый в таком возрасте контроль.

Либо ребенок является жертвой насилия в близких отношениях, либо подросток, занимающийся травлей других детей, сам является объектом травли со стороны кого-то другого.

Важно узнать причины такого поведения подростка, чтобы повлиять на него и направить его жизнь в конструктивное русло, подключив при необходимости социальных работников, психологов и, конечно, семью.

Соцсети ситуацию не решают

Руководитель участковых полицейских предупреждает, что ни в коем случае нельзя допускать со стороны взрослого, который хочет призвать детей или подростков к порядку, применения насилия. В таком случае надо сразу же позвонить в полицию, передать полиции описание внешности, одежды, другие приметы и обстоятельства случившегося.

”Например, в Нарве помощь полиции требуется в торговых центрах, где дети нарушают общественный порядок.

Также мы получаем сообщения о детях, которые нарушают Закон о дорожном движении, подвергая себя опасности, к примеру, опасно едут в темное время на велосипедах по трассе и т. .

Также получаем сообщения о детях, которые находятся в обвалоопасных, заброшенных зданиях, употребляя алкоголь, что также может закончиться несчастным случаем либо причинением вреда здоровью”, — рассказывает Елена Роос-Метсма.

Она добавляет, что в других случаях речь идет о детях, которые без сопровождения взрослых находятся в общественном месте в позднее время, либо ребенок одет не по погоде, либо выглядит напуганным, то есть явно находится в опасной для жизни и здоровья ситуации. В таком случае следует подойти и спросить, все ли в порядке, позвонить в полицию и сообщить о том, где вы находитесь, чтобы прибывший на место патруль смог прояснить ситуацию.

”Ни в коем случае нельзя фотографировать ребенка и выкладывать такие фото в социальные сети с ми ”Чей ребенок?” либо сетуя на ситуацию, — предупреждает Роос-Метсма. — У стороннего человека нет права искать родителей или родственников самостоятельно, выкладывать фотографии и т. .

Люди, которые считают, что они помогают таким образом, еще больше вносят сумятицы и неразберихи, не говоря уже о вмешательстве в частную жизнь третьих лиц.

Самое правильное, что может сделать любой человек, если кто-то нуждается в помощи — сразу же позвонить на номер 112, не надеясь, что это сделает кто-то другой, либо считая, что его это не касается”.

Источник: https://rus.delfi.ee/press/mk_estonia/kak-pristrunit-chuzhogo-rebenka-kotoryj-narushaet-vashe-spokojstvie-a-kakie-sposoby-nedopustimy?id=82161905

Как наказывать ребенка правильно: советы, запреты и непреложные истины

Умеете ли вы наказывать своих детей? По мнению психологов, большинство родителей имеют смутное представление о том, что такое правильное и адекватное наказание. Более того – многие современные мамы и папы сознательно игнорируют этот «прием» при воспитании своих детей. И зря! Мы расскажем, как правильно наказывать детей и каких ошибок при наказании надо избегать.

Наказание детей – это неотъемлемая часть их воспитания. Не умеете адекватно наказывать ребенка, значит, о хорошем воспитании не может быть и речи.

Зачем наказывать детей

Зачастую, в пылу родительского гнева, наказывая своих детей, мы напрочь упускаем из виду саму суть мероприятия – зачем вообще нужны наказания? Уж явно не для того, чтобы родители могли «спускать пар» на своих детях.

И не ради абстрактных, малопонятных даже нам самим, воспитательных идей, вроде – «пусть привыкает, что жизнь – не сахар!» и тому подобной ахинеи, которая якобы должна сделать наших детей более стойкими.

И, конечно же, не в целях поддержания племенных традиций – «меня лупили в детстве, и я своих лупить буду»…

Главная цель наказания – помочь ребенку осознать свои неправильные поступки, понять их случившиеся и потенциальные последствия, и по возможности исправить.

А проще говоря: наказания должны помогать ребенку стать лучше, добрее, взрослее – назовите как хотите.

Сама схема «проступок и последующее за ним наказание» (если конечно, наказание является правильным и адекватным) должна помочь ребенку научиться строить причинно-следственные связи, обдумывать свои действия наперед, прогнозировать последствия, и в конечном итоге – выстраивать свое поведение согласно тем моральным, человеческим и этическим (а порой – и правовым!) нормам, в которых мы все существуем как социум, а также согласно вашему семейному «уставу».

Но это все «лирика», а вы наверняка хотите практических наставлений. Правда, прежде чем поведать  о том, как наказывать детей правильно, имеет смысл упомянуть, чего делать категорически нельзя.

Как наказывать детей нельзя

  • Нельзя наказывать ребенка за то, чего он еще не знает. Дети, особенно маленькие, многие свои поступки – и хорошие, и плохие – совершают впервые, зачастую не понимая последствий. Например, ваш парень впервые в жизни на детской площадке отобрал у соседа машинку и засунул к себе в карман. Понятное дело – вы призываете к себе «разбойника» и втолковываете ему, почему так поступать нельзя, и если он сделает так снова – он будет наказан. Все, на этот раз никакого наказания быть не должно – только беседа и разъяснения. Зато если ситуация повториться – вот там вы уже имеете полное право наказать паренька.
  • Нельзя совершать физическое насилие над ребенком. Нет смысла приводить здесь сотни аргументов в пользу того, что бить детей нельзя. Если морально-этических доводов, царящих в современном цивилизованном обществе, вам мало, обопритесь хотя бы на исследования психологов. Они долго изучали множество человеческих историй и выяснили закономерность: маленький мужчина, которого в детстве били родители (или другие члены семьи), как правило, вырастает в агрессора, который и сам способен с легкостью причинять физическую боль другими людям (в том числе – и своим близким). А маленькая женщина, которую наказывали, не гнушаясь физических мер, как правило, вырастает в женщину, агрессия которой направлена на саму себя – это личность с низкой самооценкой, с массой комплексов, без должного к себе самоуважения. Более того, такая девочка, скорее всего, «притянет» к себе в будущем партнера, который также будет бить ее – ведь насилие уже с детства является для нее нормой. Неужели вы искренне хотите, чтобы ваши детки выросли такими?
Читайте также:  Угон автомобиля: что делать, если угнали авто, и как предотвратить?

Допуская в качестве наказания физическое насилие по отношению к своим детям, вы по сути заведомо «даете добро» на физическое насилие по отношению к любому члену вашей семьи.

  • Нельзя совершать эмоциональное насилие над детьми. То есть нельзя в адрес ребенка: кричать, запугивать, замахиваться, оскорблять, давать унизительные прозвища и т.п. Причины, почему нельзя – сродни тем же, по которым недопустимо и физическое наказание.
  • Нельзя отбирать жизненно важные вещи. К ним относятся: еда, сон, свежий воздух, общение с близкими людьми и т.п.
  • Наказание не должно быть оторвано во времени от «преступления»: если малыш нашкодил утром, а вы его лишаете вечерних мультиков – его сознание не сможет закрепить причинно-следственную связь между этими событиями. Чем ребенок младше, чем короче должен быть этот временной промежуток.
  • Наказание не может быть неадекватно большим. (Скажем: ты бросил на пол еду – летом на море не поедешь, будешь дома сидеть). Такое наказание – несоизмеримо, не справедливо, слишком оторвано во времени, и кроме того – скорее всего, невыполнимо. Маловероятно, что вы станете менять свои планы на отпуск из-за того, что пару месяцев назад ваш ребенок разбросал по кухне еду…
  • Если наказание озвучено – нельзя его игнорировать. 

Одно из главных правил воспитания гласит: если родитель наказание озвучил – оно должно случиться (нельзя пригрозить наказанием, а потом забыть о нем или просто махнуть рукой).

Такая родительская халатность – верный способ потерять авторитет в глазах ребенка, и также практически открытое согласие на то, чтобы ребенок начал манипулировать вами.

Если вы сомневаетесь насчет наказания – просто не озвучивайте его. Но если вы его назначили – оно должно состояться.

  • И наконец, важное правило, которое мамы, папы и прочие домочадцы обязаны соблюдать «железно»: наказание одного родителя не должно отменяться другим членом семьи. И что еще хуже – подвергаться критике в присутствии ребенка. Если ребенок почувствует, что может манипулировать вашей несогласованностью, он обязательно это сделает…

Как наказывать ребенка правильно

Несколько слов о том, какие меры могут быть применены в качестве наказания. На самом деле, их буквально «раз, два и обчелся». Итак, в рамках правильного наказания можно:

  • Лишать ребенка любимых развлечений, игрушек или вкусняшек. Но помните: лишить обеда нельзя, зато в качестве наказания не дать кусок торта – запросто можно;
  • Ставить в угол (отличная практика при непослушании для деток дошкольного возраста);
  • Школьников и подростков можно наказывать карманными деньгами;

‌Строго говоря, речь почти всегда идет о временном лишении чего-либо, что ребенок любит, или чего желает. Например: мы собирались в субботу в цирк, но не пойдем, потому что ты нагрубил учительнице…

И в действительности важно не то, чем конкретно вы накажете своего провинившегося отпрыска, куда важнее – как вы это сделаете. Итак, как наказывать ребенка правильно:

  • Наказание должно быть справедливым, честным, и не зависеть от настроения родителя. Если за один и тот же проступок вы своего ребенка то готовы переселить из квартиры (потому что вы пришли с работы в жутком настроении), то просто лишить конфетки (потому что на этот раз у вас спокойно на душе) – это заведомо провальная тактика. Вы должны быть спокойны и объективны, вынося наказание.
  • Необходимо донести до ребенка причинно-следственную связь «преступления» и «наказания». Хоть на ушах стойте, но вы должны объяснить ребенку, почему нельзя было так поступать, какие могут быть последствия проступка, и почему вы его наказываете.
  • Будьте готовы помочь! Если есть возможность исправить проступок, всегда предлагайте ребенку свою помощь в этом. Ребенок должен чувствовать, что вы на его стороне. Да, в эту минуту он не прав и заслужил наказания, но он должен знать, что вы его непременно поддержите в его попытках исправить все к лучшему. Важно, чтобы ребенок знал: вы лишь иногда — карательный орган, но вспомогательный орган вы – всегда. Допустим, ваш сын оскорбил бабушку, сказал плохое слово в ее сторону. Вы с ними поговорили – об уважении к старшим, о том, как бабушка для вас всех старается, о том, какая она хрупкая и недолговечная, и о том, что в качестве наказания сегодняшние игры на компьютере для парня отменяются. И наконец, подвели ребенка к тому, что перед бабушкой надо извиниться. А теперь предложите помощь – отправляйтесь вместе в магазин и оплатите цветы, вместе купите тортик. А вот когда придет момент извиняться – ребенок должен сделать это сам. В данной ситуации не вы – главный герой, но вы именно тот, кто должен «подавать ему патроны».

И, наконец: какой бы гадкий поступок ни совершил ваш ребенок, и какое бы серьезное ни было его наказание, вы должны умудриться в потоке всех этих неприятностей, нравоучений и переживаний оставить место для… любви.

А именно: вы должны донести до своего ребенка, что любите его несмотря ни на что.

Да – его поведение неприемлемо, да – вы жутко расстроены, что он вас так подвел, да – наказание будет, и будет серьезным, но и после всего этого – вы все равно по-прежнему любите его, и ваша любовь не стала ни жиже, ни меньше. Вы должны не просто чувствовать это в душе, вы должны всякий раз доносить это до своего ребенка.

Читать нотации – это тоже искусство!

Мы уже упомянули, что одна из главных составляющих в цепочке «от преступления» к «наказанию» ребенка — это ваше объяснение на тему «что такое хорошо, что такое плохо». После любого детского проступка как родитель вы обязаны проговорить с ребенком: объяснить, почему так поступать нельзя, рассказать о возможных последствиях, и сообщить ему о наказании.

У подобных бесед тоже есть свои правила, которые родитель должен блюсти. Вот самые главные из них:

  • Ваша беседа с ребенком должна быть без оскорблений (ни в коем случае нельзя употреблять словечки типа «дурень», «дебил», «неряха», «неуклюжий», «неуч», «бестолочь» и тысячу им подобных). Запомните: вы можете давать оценку только поступку, который совершил ребенок, но ни в коем случае – самому ребенку. Унижать личность ребенка – это не наказание, это эмоциональное насилие.
  • Нельзя давать никаких негативных прогнозов в процессе наказания. Не стоит программировать: «А совсем запустишь математику – дворником станешь!». Что бы ни случилось с ребенком сегодня, неправильно говорить о его будущем в негативном ключе.
  • Нельзя сравнивать ребенка с собой и его опыт – со своим детским опытом. («Да я в твои годы уже…..», «Вот когда я так делал, меня отец вообще ремнем охаживал не жалея»…. ). В какой-то момент ребенок начнет подсознательно сожалеть о том, что он ваш. А кроме того – возьмет на себя вину за то, что у вас было такое «несчастливое, тяжелое» детство.
  • После наказания нельзя припоминать ребенку его проступок, тем более – в унижающей его манере. Тем самым вы перечеркнете всю ту работу, которую уже проделали. Всякий раз, эмоционально давя на ребенка за его прошлые «грехи», вы сфокусируете его внимание на обиде, а не на самом проступке и на его исправлении. А если вы будете «пилить» ребенка (особенно подростка) регулярно – то однажды получите в ответ серьезный всплеск агрессии, с которым вряд ли сможете справиться самостоятельно, без помощи семейного психолога.

Мировой родитель – мировой судья

Правильное и адекватное наказание собственных детей за их неправильные поступки мало чем отличается от классического судебного разбирательства и определения меры наказания в любой цивилизованной стране. Принцип тот же!

Наверняка, вы бы крайне удивились, если бы в зале суда почтенный судья вдруг начал кричать на обвиняемого, или оскорблять его последними словами, стал бы сравнивать обвиняемого с собой («Вот ты украл деньги из кассы, а я в твои годы себе такого не позволял, я учился и родителям помогал…»), или того хуже – набросился бы на обвиняемого с ремнем… Согласитесь, сама картинка выглядит нелепо! Разве может такой неадекватный судья вынести честное и справедливое наказание?…

По отношению к своим детям мы тоже должным быть адекватными, спокойными и справедливыми «судьями», а также теми, кто приводит наказание в исполнение. Всякий раз вспоминайте этого нелепого и неадекватного судью из предыдущего абзаца, когда становитесь слишком эмоциональными, непоследовательными и неразумными при наказании собственного ребенка.

Источник: http://www.woman.ru/kids/healthy/article/217336/

Ущемление прав несовершеннолетних детей

Как показывает практика, проблема ущемления детских прав и свобод продолжает оставаться одной из наиболее острых не только в нашей стране, а во всем мире. И несмотря на все попытки на законодательном уровне гарантировать детям свободу и соответствующие права, факты ущемления все равно встречаются весьма часто.

Общие положения

Права детей закреплены в нашей стране во многих законодательных нормативах, начиная от Конституции РФ и федеральных законодательных актов, и заканчивая разнообразными кодексами.

Но все же более обширно данный вопрос рассматривается в Семейном Кодексе РФ и ФЗ-214 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».

Кроме того, ключевые права закреплены также и на международном уровне в Конвенции ООН.

На законодательном уровне определено, что все дети, которые не достигли возраста совершеннолетия, обладают определенными правами и свободами, гарантированные им на высшем уровне. И если будет установлено, что имеет место факт ущемления прав и свобод, нарушители будут привлечены к ответственности.

Обеспечение прав осуществляется в нашей стране в соответствии с положениями ФЗ-214.

Тут указано, что все властные структуры, а также должностные лица, родители (опекуны), а также граждане, которые занимаются воспитанием, развитием или образованием ребенка должны оказывать полное содействие в защите интересов несовершеннолетних и препятствовать попыткам ущемления их интересов.

Особую роль в обеспечение защиты прав играет такое ведомство, как органы опеки и попечительства. В том случае, если будут выявлены факты ущемления детских свобод, любой человек может позвонить на номера телефонов горячей линии и сообщить о нарушении.

Основные права несовершеннолетних

В ст.11 СК РФ определены основные права, которые не могут быть нарушены без правовых последствий. Среди них можно выделить:

  1. Право жить и воспитываться в семье. Каждый ребенок обязан проживать с матерью и отцом, и получать от них должное внимание, заботу и опеку. Исключением тут будут составлять те ситуации, когда жизни или здоровью наносится ущерб. В том случае, если по каким-то причинам дитя не может проживать со своими родителями, он будет помещен в специальные детские учреждения, или приемные семьи.
  2. Право на свободное общение с родными. В соответствии с действующими положениями СК РФ, несовершеннолетний имеет полное право поддерживать отношения со всеми родственниками со стороны отца и матери. В том случае, если кто-то будет ограничивать общением с дедушками и бабушками, и прочими близкими родственниками, данное деяние будет признаваться нарушением, и виновного будут ждать определенные меры ответственности. Единственным исключение тут будут ситуации, когда контакт с родственниками негативно сказывается на детях, и может повлечь за собой создание опасных условий здоровья или жизни несовершеннолетнего.
  3. Право на получение имени, фамилии и отчества. Все дети имеют право на идентификацию, то есть получение фамилии, имени и отчества. В том случае, если родители не могут прийти к консенсусу, в спор могут вступить органы опеки и разрешить конфликт в соответствии с полномочиями, возложенными на них по противодействию ущемления прав.
  4. Право на свободу выбора и собственное мнение. Дети могут совершенно спокойно высказывать свои мысли и мнение в письменной или устной форме без опасения. В том случае, если происходит ущемление свободы слова, суд может привлечь виновника к ответственности согласно положениями административного законодательства страны. Как только ребенку исполнится 10 лет, его мнение будет учитываться на официальном уровне, в том числе и судебными инстанциями и государственными учреждениями.
  5. Право на получение необходимых средств для существования. Согласно законам, родители обязаны обеспечивать свое чадо всеми необходимыми ресурсами, которые могут ему потребоваться. Если родители находятся в разводе, их чадо должно получать ежемесячные денежные выплаты от того родителя, который проживает отдельно. В случае, если возникают проблемы с поступлениями по алиментам, суд встанет на сторону несовершеннолетнего, и будет классифицировать данное нарушение как тяжкое правонарушение.
  6. Право на нормальное развитие и получение образования. Как только ребенок достигает необходимого возраста, он должен посещать образовательные заведения. Если происходит ущемление его прав, и родители препятствуют поступлению в школу, они будут привлечены к ответственности.

Все права детей закреплены на высшем законодательном уровне, и лица, которые в силу тех или иных обстоятельств сталкиваются с несовершеннолетними, обязан следить, чтобы они ни в коем случае не нарушались. Если в школе будет установлено, что учащийся подвергается физическому или моральному насилию, учителя обязаны незамедлительно сообщить о выявленных фактах в органы опеки.

Административная ответственность при ущемлении детских интересов

Если установлены факты ущемления детских свобод в семье, ответственные могут быть привлечены к определенным мерам, вплоть до лишения родительских прав. Однако подобное решение будет принято лишь в том случае, если будут установлены конкретные факты, что родители (опекуны) не осуществляют свои обязанности в должной мере.

В том случае, если взрослые люди игнорируют потребности несовершеннолетнего или ущемляют его интересы, в их отношении может быть применено административное судопроизводство, которое устанавливает наказание в виде штрафных санкций в размере от 100 до 500 рублей.

Если же имеет место укрытие ребенка против его воли от родственников, штраф будет более значительным, и составит от 2 до 3 тыс. рублей. При повторном нарушении в отношении виновного будут применены несколько другие меры, в частности денежный штраф в размере от 4 до 5 тыс. рублей и тюремный арест на 5 суток.

Читайте также:  Формы вины, умысел и его виды: квалификация преступления

Уголовная ответственность за нарушение прав ребенка

Положения уголовного законодательства применяются в тех ситуациях, когда имеет место быть жесткое обращение с несовершеннолетними, или же создаются условия повышенной опасности для здоровья или жизни детей. В такой ситуации наказание будет весьма суровым, в частности, злоумышленника ожидает штраф в 100 тыс. рублей, исправительные работы на 2 годы или обязательные работы на 480 часов.

Те родители, которые вовлекают несовершеннолетних в бродяжничество или попрошайничество будут арестованы на срок до 6 месяцев. Если же по вине взрослых, дети оказались вовлечены в преступную деятельность, то статья 150 УК РФ определяет наказание для злоумышленников в виде тюремного заключения на 6 лет.

Автор статьи: Петр Романовский, юрист В 2000 году окончил юридический факультет НИУ «Высшая школа экономики». Работает в юридической сфере 16 лет, специализация — разрешение жилищных споров, сделки с имуществом, семейные дела, наследство, земельные споры, уголовные дела.

Источник: https://advocate-service.ru/crimes-against-honor/ushhemlenie-prav-nesovershennoletnih-detej.html

Подмена ребенка — международный журнал

Аннотация. В работе автором рассматриваются преступления, предусмотренные ст. 153 Уголовного кодекса Российской Федерации.  Подробно разбирается состав указанных преступлений, приводятся мнения различных ученых по элементам состава, а также поднимаются проблемы квалификации данного деяния.

Автор пришел к выводу, что, во-первых, при совершении подмены ребенка имеются два потерпевших – подменяемый ребенок и ребенок, используемый в качестве подмены. Поэтому правильнее было бы в заголовке ст. 153 УК РФ указать «Подмена детей».

Во-вторых, в качестве подмененного ребенка может выступать несовершеннолетнее лицо, которое не способно идентифицировать себя как ребенка конкретных родителей, и которого родители не могут идентифицировать как своего.

Ключевые слова: подмена ребенка; подмена детей; материнство; детство; семья; несовершеннолетние; защита государства; преступления против семьи и несовершеннолетних.

Защита интересов семьи всеми доступными, в том числе и уголовно-правовыми средствами, является приоритетным направлением деятельности государства. В соответствии со ст. 38 Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г., «материнство и детство, семья находятся под защитой государства» [1]. Аналогичный по своему значению тезис содержится в ст. 1 Семейного кодекса РФ, принятого Государственной Думой 8 декабря 1995 г.: «семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства».

Закрепление на конституционном уровне в качестве важнейшей задачи общества и государства охраны семьи и несовершеннолетних находит свое отражение в отраслевом законодательстве России. В Уголовном кодексе РФ 1996 г. противодействие посягательствам на интересы семьи осуществляется посредством норм главы 20 «Преступления против семьи и несовершеннолетних».

Таким образом, законодатель рассматривает интересы семьи и несовершеннолетних в качестве самостоятельных объектов уголовно-правовой охраны.

Коршунова Е.А. говорит о том, «что по вопросу о сущности преступлений, сосредоточенных в гл. 20 УК РФ нет единства взглядов, как нет и единой классификации этих преступлений». В ст. 153 УК РФ установлена ответственность за подмену ребенка, совершенную из корыстных или иных низменных побуждений.

Подмена ребенка, как и иные преступления, предусмотренные ст.ст. 153, 154, 155, 156, ч. 1 ст.157 УК РФ, «представляют собой не просто посягательство на условия надлежащего формирования личности ребенка, подростка, а также посягательства, которые затрагивают область отношений, регулируемых семейным правом, и несут угрозу не только для личности несовершеннолетнего, но и для самой семьи – важнейшей ячейки общества, охрану которой при определенных обстоятельствах принимает на себя уголовный закон.

Очевидно, например, что подмена ребенка, будь она открыта в последствии, способна причинить моральный вред не только самому ребенку, но и оборачивается трагедией для семьи, в которой он оказался по злому умыслу виновного в подмене» .

В юридической литературе существуют разные подходы к определению объекта подмены ребенка. Одни считают, что объектом является неотчуждаемое право ребенка находиться, расти и воспитываться в семье [6, с. 53-54].

Другие – полагают, что объектом данного преступления являются общественные отношения, обеспечивающие защиту личной свободы ребенка и интересов семьи [10, с. 202].

С последним определением трудно согласиться, так как ребенок в полном объеме не обладает личной свободой, его поступки, как правило, контролируются родителями или иными лицами, на которых возложены обязанности по его воспитанию и развитию.

Безусловно, интересы семьи так же страдают при совершении исследуемого преступления. Но необходимо уточнить, в какой части. В противном случае, приведенное определение объекта носит общий характер.

По нашему мнению, ограничивать объект преступления, предусмотренного ст. 153 УК РФ, лишь личностью несовершеннолетнего неверно, так как каждый родитель имеет право жить со своим ребенком и воспитывать  его, соответственно, мы полагаем, что общественная опасность подмены состоит также и в нарушении данного права.

Ю.Е. Пудовочкин полагает, что объектом подмены ребенка должны быть признаны общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации права ребенка проживать с родителями и воспитываться в семье [9, с. 152]. Более предпочтительной представляется именно такая позиция.

Таким образом, объектом подмены ребенка, по нашему мнению, следует признавать общественные отношения, обеспечивающие реализацию права ребенка жить и воспитываться в своей семье, равно право родителей жить совместно со своим ребенком, воспитывать его и не разлучаться с ним вопреки своей воле. Права перечисленных лиц могут быть ограничены только в случаях, специально предусмотренных в соответствующих нормативно-правовых актах.

Законодательная конструкция ст. 153 УК РФ «подмена ребенка», порождает споры в юридической литературе о предмете данного преступления. Считаем, что более верно говорить именно о потерпевшем, так как речь идет об одушевленном предмете, человеке.

Причем, несмотря на то, что в уголовно-правовой норме употребляется единственное число – ребенок, на наш взгляд, в наличии имеется два потерпевших – подменяемый ребенок и ребенок, используемый для подмены. Поэтому, правильнее использовать множественное число – детей.

Но, с точки зрения уголовно-процессуального закона, есть еще потерпевшие – родители, чьи дети были подменены.

В случае совершения подмены одним из родителей (или обоими), потерпевшими будут оба ребенка и семья, которая не знает о совершенной подмене, если же виновным является третье лицо, то потерпевшими будут оба подменяемых ребенка и обе семьи.

Вопрос о возрасте ребенка относительно данного состава преступления стоял всегда достаточно остро. А.В. Лохвицкий утверждал, что подмена ребенка возможна в отношении новорожденного или грудного младенца либо в порядке исключения в отношении детей более старшего возраста, если ребенок был отдан на кормление другой женщине, то подмена возможна до тех пор, пока мать не будет ознакомлена со своим ребенком, или ребенок не осознает своего происхождения.

Ю.Е. Пудовочкин считает, что подмена возможна в отношении любого лица, не достигшего 18-летнего возраста и не осознающего своего происхождения, при условии, что родители не были с ним ознакомлены.

Полагаем, что для квалификации деяния по ст. 153 УК РФ не возраст имеет значение, а субъективное восприятие родителей, либо одного из них.

Например, может быть, что родители не видели своего ребенка, либо не могут определить его индивидуальные черты, идентифицировать его как своего. Такое возможно лишь в отношении новорожденного ребенка.

Если же говорить о подмененном ребенке в возрасте до 18 лет, то презюмируется способность родителей осознать подмену.

Вместе с тем, полагаем, что подмена может иметь место в отношении любого ребенка в возрасте до 18 лет, при условии, что он не может идентифицировать себя в силу слабоумия, имеет схожие черты с подменяемым  лицом,  либо  в  тех  случаях,  когда  родители  длительное  время  в силу тех или иных причин не видели его и не могут его идентифицировать как своего.

Если подменяются дети, чья принадлежность к конкретным семьям (или, напротив, отсутствие этой принадлежности) очевидна, возникает вопрос о квалификации содеянного по признакам идеальной совокупности преступлений.

В связи с этим в литературе указывается на возможность квалификации содеянного по п. «д» ч. 2 ст. 126 УК РФ (похищение заведомо несовершеннолетнего), и по ст. 153 УК РФ. Представляется, что подобная позиция нуждается в уточнении.

Изъятие одного ребенка из места его нахождения и перемещение в новую семью (иное место) образует состав похищения несовершеннолетнего (п. «д» ч. 2 ст. 126 УК РФ), способом которого выступает подмена детей.

Содеянное в отношении другого ребенка, предоставленного в качестве замены, следует квалифицировать по ст. 153 УК РФ. В данном случае субъектом преступления будет выступать родитель, осуществивший такую замену.

Конечно, в большинстве случаев, подмена ребенка возможна только в отношении   новорожденного ребенка.

Можно привести такой довод, если бы законодатель рассматривал подмену ребенка в собственно правовом смысле данного понятия, то он бы прямо указал: подмена заведомо несовершеннолетнего.

Некоторые авторы убеждены, что необходимо нормативно закрепить этот признак потерпевшего от подмены ребенка, например, то есть, необходимо указать в диспозиции ст. 153 УК РФ, что подмена может быть совершена лишь в отношении новорожденного ребенка [4, с.12].

Но, по нашему мнению, диспозиция уголовно-правовой нормы должна предусматривать все возможные варианты. Теоретически можно представить ситуацию, когда, например, мать сразу после рождения ребенка, отправила его в другой город на воспитание к бабушке, не навещала его и не видела его фотографий и т.п. (т.е.не способна его идентифицировать), а по прошествии какого-то времени, бабушка умерла и мать решила забрать своего ребенка, но ей вместо её ребенка дают другого, имеющего схожие индивидуальные признаки (пол, возраст, цвет волос и т.д.).

Налицо подмена ребенка (в смысле его кровной принадлежности к конкретным родителям).

Мы считаем, что под ребенком, применительно к ст. 153 УК РФ, не следует понимать только новорожденного ребенка. Тем более, что если провести систематическое толкование уголовно-правовых норм, в частности, использовать положения ст.106 УК РФ, которое трактуется в совокупности с положениями акушерства и педиатрии, то новорожденным следует признавать ребенка в возрасте до 28 дней (или 1 месяца). Но подменить можно и детей двухмесячного возраста и т.д., поскольку и в этот период многие из них не обладают ярко выраженными индивидуальными особенностями.

На наш взгляд, отсутствие разъясняющих положений по ряду вопросов о признаках преступлений, предусмотренных ст.ст. 153 – 157 УК РФ, создает массу проблем в расследовании таких преступлений, а также может привести к судебной ошибке при разрешении дел данной категории.

Таким образом, при рассмотрении уголовных дел о преступлениях, заключающихся в подмене ребенка (ст. 153 УК РФ) следует исходить из того, что в качестве подмененного ребенка может выступать лицо, не достигшее восемнадцатилетнего возраста и не способное идентифицировать себя как ребенка конкретных родителей, и которого родители не могут идентифицировать как своего.

Объективная сторона данного преступления выражается в замене одного ребенка другим. Подмена совершается путем активных действий.

Состав данного преступления сконструирован как формальный и окончено оно с момента совершения замены одного ребенка другим, в результате чего виновный завладевает подмененным ребенком. Мы считаем, что преступление окончено, когда родители подмененных детей, не обнаружив подмены, восприняли их как своих.

Большое значение имеет обязательный признак преступления – способ его совершения. Данное преступление должно быть со вершено тайно.

И.К. Дзуцев описывает ситуации, когда тайность может иметь место:

  • родители обоих детей не осознают, что произошла их подмена, в том случае, если ее выполняет лицо, не являющееся родителем;
  • родители одного ребенка не осознают факта подмены, которая осуществляется родителями другого ребенка;
  • мать (отец) одного ребенка, не уведомляя его отца (мать), совершает подмену этого ребенка на другого [5, с. 59-60].

Возможным способом подмены представляется и обман. Виновные могут поменять больного ребенка на здорового, живого – на мертвого.

Подмену ребенка следует отграничивать от смежного состава преступления – похищения заведомо несовершеннолетнего (п «д» ч. 2 ст. 126 УК РФ).

Похищение может быть, как тайным, так и открытым, в том числе с применением насилия, а подмена всегда только тайное деяние.

При похищении и при подмене происходит захват или изъятие ребенка, лишение его возможности находиться со своими родителями, но при этом «замены» другим ребенком при похищении, как при подмене не происходит.

Субъективная сторона подмены ребенка характеризуется виной в форме умысла и наличием определенных мотивов. Вид умысла – прямой. «Преступления с формальным составом вообще не могут совершаться с косвенным умыслом, он может быть только прямым.

К этому можно добавить, что совершение действий, общественная опасность которых не ставится законодателем в зависимость от наступления каких-то последствий, служит средством удовлетворения потребностей, лежащих в основе преступного мотива.

Следовательно, мотив преступления, имеющего формальный состав, свидетельствует о том, что такое преступление может совершаться только с прямым умыслом».

Субъектом данного преступления является вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет. Это могут быть родители ребенка, работники медицинских и иных учреждений.

Таким образом, проведя анализ состава преступления, предусмотренного ст. 153 УК РФ, необходимо сделать вывод, что, во-первых, при совершении подмены ребенка имеются два потерпевших – подменяемый ребенок и ребенок, используемый в качестве подмены. Поэтому правильнее было бы в заголовке ст. 153 УК РФ указать «Подмена детей».

Во-вторых, в качестве подмененного ребенка может выступать несовершеннолетнее лицо, которое не способно идентифицировать себя как ребенка конкретных родителей, и которого родители не могут идентифицировать как своего.

В случае, когда при подмене детей, происходит изъятие одного из них из места его нахождения и перемещение в новую семью (иное место), такое деяние образует похищение несовершеннолетнего (п. «д» ч. 2 ст. 126 УК РФ), способом которого выступает подмена детей. Содеянное в отношении другого ребенка, предоставленного в качестве замены, следует квалифицировать по ст. 153 УК РФ.

Источник: http://intjournal.ru/podmena-rebenka/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector