Нецелевое использование бюджетных средств, виды нарушений, квалификация, наказание

Правовую основу регулирования финансовых взаимоотношений с использованием государственных активов устанавливают нормы Бюджетного Кодекса РФ. Согласно положениям БК РФ, получатели ассигнований из бюджета ответственны за их целевое использование. При установлении фактов нецелевого расходования к получателю применяются административные либо уголовные санкции.

Нецелевое использование бюджетных средств, виды нарушений, квалификация, наказаниеНаказание за нецелевое использование бюджетных средств.

Юридическая характеристика

Определение того, что такое бюджет, дается в ст. 6 БК РФ:

Бюджет — это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Понятие нецелевое использование бюджетных средств введено ст. 306.4 БК РФ:

Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Из положений комментируемой статьи следует, что любое выделение денег из бюджета происходит под конкретные цели, и нарушение предписанного назначения означает нецелевой расход.

Нецелевое использование бюджетных средств, виды нарушений, квалификация, наказание

Структура бюджетной системы

Определение структуры бюджетной системы в России закреплено нормами Бюджетного Кодекса РФ. Ст. 10 БК РФ гласит, что:

К бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся:

  • федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
  • бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • местные бюджеты, в том числе:
  • бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты городских округов с внутригородским делением, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
  • бюджеты городских и сельских поселений, бюджеты внутригородских районов.

Регламент использования бюджетных средств определяет, что если после выполнения целевых обязательств осталась часть денег, то они не могут быть использованы должностным лицом пока не будет определено новое назначение для них.

Нецелевое использование бюджетных средств, виды нарушений, квалификация, наказание

ВАЖНО! Цель использования бюджетных средств указывается в документе, на основании которого происходит перечисление денег либо в отдельном распорядительном документе (смете/проекте/плане), который является дополнением к основному нормативному акту.

Бюджетными активами в России являются:

  • субсидии, включая муниципальные и региональные;
  • гранты в форме субсидирования;
  • трансферы;
  • государственные кредиты;
  • субсидии под капитальные вложения.

Таким образом, бюджетными деньгами признается любое бюджетное ассигнование.

Параллельно с запретом производить нецелевое расходование бюджетных средств установлены ограничения на запрет устанавливать обязательство оплаты услуг конкретного поставщика при соблюдении конкурсного порядка проведения закупок. Это значит, что определение конечного получателя денег происходит по результатам тендера.

Примером нецелевой траты ассигнований признается оплата расходов, которые не предусмотрены планом финансово-хозяйственной деятельности. Также за несанкционированное перемещение между статьями бюджетной классификации виновный будет привлечен к ответственности.

Подобное возможно при перечислении под определённую статью. Нецелевое расходование бюджетных средств возможно и при намеренной или ошибочной оплате счёта не из того бюджета, что требуется.

К нарушениям относится и трата целевого субсидирования на иные нужды учреждения.

Обозначенные примеры демонстрируют, что определение конкретной операции с бюджетными деньгами происходит всегда индивидуально.

Нецелевое использование бюджетных средств, виды нарушений, квалификация, наказание

Определение состава преступления

Комментариями к ст. 285.1 УК РФ определяются составные части преступления: стороны, объект и субъекты. Субъект квалифицируется в ходе расследования просто – это должностное лицо, которое имело право и/или возможность распоряжаться средствами, выделенными к использованию из бюджета.

Прямой объект – взаимоотношения в сфере гос. власти и в части управления средств, относящихся к бюджету любого типа. Дополнительным объектом выступают нарушенные из-за деяния виновного права участников взаимоотношений в бюджетной сфере.

Субъективная сторона характеризуется умыслом, непременно прямым. Мотив совершения преступления для квалификации не важен.

ВАЖНО! Комментируемая статья не затрагивает ситуации при крайней необходимости.

Объективная сторона – непосредственный комплекс действий и мероприятий, направленный на нецелевое использование бюджетных средств. Преступление носит формальный характер и считается оконченным с момента осуществления перевода денег.

Нецелевое использование бюджетных средств, виды нарушений, квалификация, наказание

Преступление или правонарушение?

Законодатель демонстрирует серьёзное отношение к нецелевому расходованию средств из бюджета. Необходимо разграничивать, когда действие считается правонарушением, а когда — преступлением. Правонарушение – ситуация, когда бюджетные деньги тратятся в незначительном размере (до 1,5 млн. рублей).

Если сумма равна либо более 1,5 млн. рублей, то деяние – преступление. За правонарушение предусматриваются штрафы и дисквалификация, а за преступление наказанием может стать даже лишением свободы.

Судебная практика имеет множество примеров, когда при использовании целевого субсидирования не по назначению возникает уголовное преследование.

Наказание за нецелевое использование

В зависимости от тяжести деяния и степени материального вреда действия может быть применена административная или уголовная ответственность.

Что гласит КоАП РФ

Если нецелевое использование бюджетных средств не имело признаков уголовно-наказуемого деяния, то наказание применяется в соответствии со ст. 15.14 КоАП РФ:

наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трёх лет; на юридических лиц — от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.

Уголовная ответственность в России

Ответственность за нецелевое использование по нормам УК РФ наступает при условии совершения преступления в крупном/особо крупном размере.

Комментарий! На момент июня 2018 года крупным размером признается сумма бюджетных средств, превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей, а особо крупным размером — семь миллионов пятьсот тысяч рублей.

Нецелевое использование бюджетных средств, виды нарушений, квалификация, наказание

Наказание за нецелевое использование бюджетных средств наступает согласно санкциям статьи:

Расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определённым утверждённым бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершённое в крупном размере:

  • штраф (100 – 300 тыс. руб.);
  • принудительные работы – срок до 2-х лет;
  • арест – длительность до полугода;
  • лишение свободы – до 2 лет.

Дополнительной санкцией по данному преступлению является:

лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью до трех лет.

Применение дополнительного наказания происходит по усмотрению суда независимо от основного.

То же деяние, совершённое:

  • группой лиц по предварительному сговору;
  • в особо крупном размере, —

Карается штрафом 200-500 тысяч руб., либо принудительными работами длительностью до 5 лет, либо лишением свободы сроком до 5 лет. Также дополнительно применяется запрет на ведение определённой деятельности длительностью до трёх лет.

Помимо непосредственного наказания по ст. 285.1 УК РФ, могут инкриминироваться и другие деяния виновного лица. Уголовный Кодекс допускает объединение преступлений. Нецелевое использование бюджетных средств может сопрягаться:

Вид преступления Статья Уголовного Кодекса РФ, устанавливающая уголовную ответственность
Мошенничество Ст. 159
Растрата или присвоение Ст. 160
Причинение имущественного вреда Ст. 165
Легализация преступных средств Ст. 174 и 174.1
Злоупотребление должностным положением Ст. 285
Превышение должностных полномочий Ст. 286
Халатность Ст. 283

Освобождение от ответственности

Освобождение от наказания допускается в случаях, когда действия виновного лица были обусловлены крайней необходимостью.

Для примера используем ситуацию из судебной практики, когда руководителем района были получены средства для реконструкции футбольного стадиона. Часть денег была расходована в соответствии с планом, а часть осталась на счете учреждения по причине наступления холодов.

Из-за резкого ухудшения погоды потребовалось срочно провести ремонтные работы и восстановить водоснабжение в части города. Для оплаты работ были использованы средства, предусмотренные для ремонта стадиона.

В результате расследования действия руководителя были признаны обоснованными, санкции не применялись.

Нецелевое использование бюджетных средств, виды нарушений, квалификация, наказание

Судебная практика

Анализировать судебную практику в делах о расходовании ассигнований из бюджета непросто. Статистика судебных дел демонстрирует, что побеждает обвинение, если дело попадает в суд.

В результате работы защиты можно достигнуть назначения более мягкого наказания из представленных в УК РФ.

Примеров победы обвиняемых, исключая случаи фактических процессуальных ошибок в ведении следствия и оформления документов, выявлено не было.

Источник: https://ugolovnyiexpert.ru/gosudarstvo/otvetstvennost-za-netselevoe-ispolzovanie-byudzhetnyh-sredstv.html

Нецелевое использование бюджетных средств в казенных учреждениях

Нецелевое использование бюджетных средств, виды нарушений, квалификация, наказание

Знакомому главному бухгалтеру казенного  учреждения как-то приснился не совсем приятный сон. С неба падают красивые снежинки, абсолютно одинаковые и она не может понять, где целевые снежинки, а где нет. Такая вот профдеформация.

Почему же для бухгалтера казенного  учреждения очень важно использовать средства, только на те цели, на которые они были получены? Давайте разбираться.

Нецелевое использование бюджетных средств, виды нарушений, квалификация, наказание

Что такое нецелевое использование бюджетных средств?

Один из принципов бюджетной системы – принцип адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 38 БК РФ). Он гласит, что бюджетные средства выделяются только с указанием цели их использования. Следовательно, их нужно использовать на расходы в соответствии с бюджетной сметой или другим документом.

Средства из бюджета получают органы государственной власти, органы управления государственным внебюджетным фондом, органы местного самоуправления, органы местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя бюджетных средств и  казенные учреждения, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета (статья 6 БК РФ). Какие же расходы учреждения будут считаться нецелевым использованием бюджетных средств?

Вы преступите закон, если нарушите условия предоставления субвенций и субсидий,  неправильно определите код бюджетной классификации или используете средства:

  • на цели, не предусмотренные бюджетной сметой казенного учреждения (или предусмотренные, но в больших суммах);
  • чтобы оплатить работы и услуги, не связанные с деятельностью вашего учреждения.
Читайте также:  Доказательства, полученные с нарушением закона - уголовный кодекс

Нецелевое использование бюджетных средств, виды нарушений, квалификация, наказание

Ответственность за нецелевое использование бюджетных средств

За нецелевое использование бюджетных средств предусмотрены три вида ответственности.

Самое легкое наказание – бюджетные меры принуждения (статья 306.4 БК РФ): у нарушителя либо забирают неправильно использованные средства, либо прекращают все межбюджетные трансферты, кроме субвенций.

Административная ответственность (ст. 15.14 КоАП РФ) — должностных лиц ожидает штраф от 20000 до 50000 рублей или дисквалификация до трех лет. Штраф для юридических лиц составляет от 5% до 25% средств, использованных не по назначению.

Если размер потраченных не по назначению бюджетных средств больше полутора миллиона рублей, наступает уголовная ответственность (ст. 285.1. УК РФ). Нарушителей ждет штраф от 100 до 300 тысяч рублей или равный зарплате или иному доходу от одного до двух лет.

Также осужденного могут приговорить к двум годам принудительных работ и на три года лишить права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Самых грубых нарушителей ждет арест до полугода или лишение свободы до двух лет.

Примеры нецелевого использования бюджетных средств

Нецелевое использование бюджетных средств может быть квалифицировано только в том случае, если учреждение уже понесло затраты – то есть совершило кассовые расходы.

Приведем несколько примеров нарушений:

  • использование средств на оплату работ и услуг, не связанных с деятельностью учреждения;
  • использование средств на оплату коммунальных услуг для сторонних потребителей (например, арендаторов) без соответствующего возмещения данных расходов;
  • использование средств на финансирование объектов и строек, по которым финансирование в установленном порядке не предусмотрено и которые не включены в перечни строек и объектов, а также на затраты, не предусмотренные проектно-сметной документацией;
  • использование средств целевых бюджетных фондов, резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) или средств на реализацию целевых программ на цели, предусмотренные другими разделами соответствующего бюджета.

Нецелевое использование бюджетных средств, виды нарушений, квалификация, наказание

Как не нарушить закон?

Как уже говорилось выше, средства бюджета необходимо расходовать только на цели, предусмотренные условиями их получения. Поэтому следите за бюджетной сметой казенного учреждения, правильно используйте коды бюджетной классификации.

Источник: https://grnt.ru/blog/netselevoe-ispolzovanie-byudzhetnyih-sredstv-v-kazennyih-uchrezhdeniyah/

Нецелевое использование бюджетных средств

Расходы каждого муниципального или государственного органа производятся в строгом соответствии с утвержденным планом. Кроме того, по итогам прошедшего календарного года обоснованность всех трат будет подлежать проверке на соответствие ранее утвержденной сметы расходов.

В этой связи, оплата каждого заключенного государственного контракта изначально должна быть заложена в бюджете. Затраты на заранее не предусмотренные товары, работы или услуги не допускаются.

Кроме того, оплата за полученный товар должна быть произведена именно надлежащему лицу. Нарушение рассмотренных правил в сфере тендеров, закупок, торгов часто свидетельствует о нецелевом использовании бюджетных средств. Вот когда нужна помощь нашего адвоката, который выстроит линию защиты и будет отстаивать Ваше право: профессионально, на выгодных условиях и в срок.

Виды нецелевого использования бюджетных средств

Нецелевое использование возможно в следующих случаях:

  1. Незапланированные расходы. Данный пункт является формальным и состоит в точном соответствии произведенных затрат утвержденному вначале года бюджетному плану.
  2. Преждевременная оплата. Любые затраты должны иметь обоснование. В части заключенного по итогам тендера государственного контракта следует обратить внимание на сроки оплаты за работы или услуги. В этой части государственная структура не вправе производить оплату в нарушение оговоренного графика. Это в полной мере распространяется на оплату не оказанных услуг и неполученного товара. В этой связи также не допускается заключение и последующее исполнение государственного контракта на условиях предоплаты.
  3. Чрезмерная оплата. Государственный или муниципальный орган приоритетно должен избирать поставщика с наименьшим ценовым предложением. При таких обстоятельствах, обязательным условием конкурса на поставку товара должна быть именно цена договора. Заключение и оплата работ, стоимость которых превышает среднерыночную может свидетельствовать о нецелевом и необоснованном расходовании бюджетных средств.
  4. Оплата неуполномоченному лицу. Даже после реального получения работ (услуг) государственной структуре следует крайне внимательно проводить оплату полученного. Оплатить счет необходимо исключительно правомочному законному кредитору. В данной части актуален вопрос о принятии договора цессии и произведении оплаты новому кредитору. Подобный договор нуждается в тщательной проверке, поскольку в случае его ничтожности возможно инициирование вопроса о нецелевом расходовании бюджетных средств. Кроме того, этот же пункт распространяется на оплату услуг компании, которая неспособна их оказать. Например, нецелевой может быть признана оплата за юридическую помощь строительной фирме.
  5. Приобретение не профильных товаров. Ввиду того, что каждый государственный орган имеет цель и задачи своей роботы, приобретение каких-либо товаров / работ / услуг должно в полной мере соотносится с такими целями. В этой связи следует отметить, что в данном случае нецелевое расходование бюджетных средств возможно и при запланированных тратах на ненужные товары.

Вопрос о нецелевом использовании бюджетных средств рассматривается в каждом случае самостоятельно. Поэтому приведенный перечень ситуаций очевидно не является окончательным.

Административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств

Нецелевое использование бюджетных средств, виды нарушений, квалификация, наказание

Важно обратить внимание, что к ответственности также может быть привлечен и сам незаконный получатель бюджетных средств. С этой целью уполномоченным органом будет рассмотрен вопрос о намерениях и совершении целенаправленных действий со стороны организации, которые и привели к незаконному расходованию бюджета.

Размер наказания для государственного служащего варьируется от двадцати до пятидесяти тысяч. При этом, вместо штрафа может быть назначена дисквалификация не более чем на три года, что лишит возможности дальнейшей работы в указанный период в качестве госслужащего.

Для получателя незаконно израсходованных бюджетных денег ответственность зависит от суммы полученного. Минимальная санкция составит пять процентов. Ее пределы – 25% от размера нецелевого расходования средств.

Подробнее о тактике защиты в делах об административных правонарушениях и работе нашего административного адвоката по ссылке на основной части сайта.

Уголовная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств

В случае достижения, а равно превышения полуторамиллионного порога нецелевых расходов, ответственность за подобные деяния предусматривается уголовным законодательством.

В зависимости от количества задействованных лиц (соисполнителей преступления), а также размера незаконно выведенных из бюджета денег статьей 285.1 УК Российской Федерации определена санкция – до пять лет лишения свободы.

  • Аналогично административному, в уголовном наказании также может присутствовать запрет на дальнейшую работу государственного либо муниципального сотрудника.
  • Также смотрите видео с советами адвоката по уголовным делам, они универсальны для любого случая привлечения к уголовной ответственности и могут быть взяты за основу Ваших шагов.

В подавляющем большинстве случаев вопрос о нецелевом расходовании бюджетных средств тесно связан именно с оплатой за несуществующие, не оказанные услуги либо неполученный товар.

Таким образом, приоритетным вопросом в защите (равнозначно административное либо уголовное дело) будет являться представление доказательств реальности выпиленных работ.

Также немаловажно подтвердить квалификацию исполнителя – доказать, что именно это предприятие предложило минимальную цену, а в штате фирмы имеются необходимые специалисты.

Для достижения этих целей необходимо представить следующие документы:

  • Государственный контракт со всеми имеющимися дополнительными соглашениями
  • Конкурсную документацию произведённого тендера
  • Сметные расходы по контракту
  • Возможные накладные – товарные, грузовые и так далее
  • Акты выполненных работ
  • Учредительные документы компании – исполнителя
  • Штатное расписание поставщика
  • Бухгалтерский баланс исполнителя государственного контракта
  • И иные

Дополнительно в рамках рассмотрения дела судом будет устанавливаться вопрос планирования подобных расходов. Соответственно, следует обращать внимание на утвержденную уполномоченным лицом смету затрат.

При невозможности самостоятельного получения необходимых доказательств реальности работ, это возможно сделать при помощи правоохранителей либо суда.

Главное: стратегия защиты всегда индивидуальна для каждого отдельного дела. Приведенные важные обстоятельства являются примерными и наиболее часто встречающиеся в практике рассмотрения подобных дел и, естественно не являются полными.

По каждому делу тактику защиты следует разрабатывать с учетом конкретных фактов и обязательным учетом возможности доказывания нужных обстоятельств. И важно начать действовать с адвокатом, чтобы не наделать ошибок.

Вот почему звоните и записывайтесь к нам на консультацию уже сегодня, наш адвокат выстроит полную защиту в Вашем деле.

Источник: https://katsaylidi.ru/blog/netselevoe-ispolzovanie-byudzhetnyh-sredstv/

Уголовная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств 2019

Таким образом, само нарушение состоит в действии либо бездействии распорядителя бюджетных денег и получателя средств, которое повлекло за собой несоответствие целей затрат вышеуказанным нормативным актам.

  • штраф от 100 до 300 тыс. руб.;
  • штраф в размере его зарплаты или других годовых-двухлетних доходов;
  • принудительные работы с отлучением от определенных должностей на 1-3 года;
  • арест до полугода;
  • заключение в тюрьму до 2 лет с лишением права на определенную деятельность либо без него в течение последующих 3 лет (либо без такого запрета).

Статья 285

Наступления каких-либо особых последствий для признания наличия в действиях соответствующего субъекта состава нецелевого расходования бюджетных средств не требуется. Преступление окончено в момент списания бюджетных средств со счета организации.

Примечание.

Крупным размером в настоящей статье, а также в статье 285.2 настоящего Кодекса признается сумма бюджетных средств, превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей, а особо крупным размером — семь миллионов пятьсот тысяч рублей.

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Читайте также:  Незаконная трансплантация органов человека: состав преступления и ответственность по УК РФ

Нецелевое расходование бюджетных средств необходимо отграничивать от хищений бюджетных средств, совершенных с использованием служебного положения, руководствуясь при этом признаками хищения чужого имущества, сформулированными в примечании 1 к ст. 158 УК (см. комментарий к ней), и от использования государственного целевого кредита не по прямому назначению (см. комментарий к ст. 176). Бюджетные средства, о которых говорится в ст. 285.1, не являются кредитом и предоставляются не на условиях их возвратности.

Уголовная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств

Растрата средств осуществляется путем списания всей предоставленной суммы со счета и выдачи ее какой-нибудь организации или человеку. Если было потрачено менее 1,5 млн руб., то это деяние не рассматривается как хищение бюджетных средств по статье УК.

Какое наказание предусмотрено за нецелевое использование бюджетных средств? За это предусматривается только административная ответственность.

На судебных заседаниях рассмотрение дел о нецелевом расходовании бюджетных средств по УК РФ происходит по определенным правилам.

Каждое нарушение рассматривается в индивидуальном порядке, и невозможно заранее предугадать, признает ли суд виновность подсудимого, и какой приговор будет вынесен.

Объектом преступления за нецелевое использование бюджетных средств в УК РФ считаетсяпроцесс, который состоит из 3 этапов: Также в судебной практике насчитывается много дел, когда деньги, полученные от предоставления платных услуг,руководство госоргана или бюджетной организации, не передавало в соответствующий бюджетный фонд. Вместо этого они были использованы на решение иных задач, которые даже не указывались в бюджетном плане доходов и расходов.

Все они могут принимать или же исполнять финансовые обязательства от представителей публично-правовой организации.

  • арест на срок до 6 месяцев;
  • принудительные работы, сроком до 2 лет;
  • лишение свободы на срок до 2 лет.

В такой ситуации мерой наказания для виновника будет не только лишь выплата штрафа, размером от 100 000 до 300 000 рублей, но также и: При каждом случае нецелевого расходования бюджетных средств должна применяться административная (статья 15. 14 КоАП РФ) или же уголовная (статья 285.1 УК РФ) ответственность. Сегодня же в новой редакции статьи 15.14 КоАП РФ наказанием при нецелевом использовании полученных бюджетных средств является наложение административного штрафа: Карается штрафом 200-500 тысяч руб., либо принудительными работами длительностью до 5 лет, либо лишением свободы сроком до 5 лет. Также дополнительно применяется запрет на ведение определенной деятельности длительностью до трех лет.

Освобождение от наказания допускается в случаях, когда действия виновного лица были обусловлены крайней необходимостью.

То есть наказанию подлежит лицо, чьи действия повлекли за собой использование денег не по назначению, и кто ставил подписи на ключевых финансовых документах.

Форма ответственности При выявлении нарушений в процессе использования выделенных денег из казны, контролирующие органы вправе приостановить деятельность учреждения, провести полную проверку. В 2019 году, нецелевое расходование бюджетных средств предусматривает два вида ответственности:

Анализ судебной практики: нецелевое использование бюджетных средств

Согласно заключенному договору результатом оказанных услуг является заключение о соответствии представленной заказчиком на проверку сметной документации государственным элементным сметным нормам и действующей методологии сметного нормирования. На основании данной формулировки суд пришел к выводу о том, что спорные расходы направлены на капитальный ремонт имущества, принадлежащего учреждению, значит, они отражаются по коду вида расходов 243.

Если возникла потребность в оплате расходов, на которые не выделены лимиты бюджетных обязательств, либо если объема доведенных лимитов недостаточно, у получателя бюджетных средств есть право направить распорядителю средств бюджетную заявку об увеличении лимитов бюджетных обязательств по одной статье бюджетной классификации за счет уменьшения лимитов бюджетных обязательств по другой статье.

Источник: https://urist-onlain.ru/sostav-prestupleniya/ugolovnaja-otvetstvennost-za-necelevoe.html

Нецелевое использование средств фонда оплаты труда

В настоящее время бюджетным законодательством предусмотрен достаточно эффективный порядок планирования бюджетных средств и контроль за их использованием. Тем не менее случаи нецелевого расходования учреждениями бюджетных средств нередки, и административное наказание за это весьма суровое.

Нормы закона

Согласно п. 1 ст. 306. 4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств является направление средств бюджета бюджетной системы РФ и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Аналогичное описание такого нарушения содержится в ст. 15.14 КоАП РФ, предусматривающей наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 000 до 50 000 руб.

или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

За данное правонарушение могут быть наказаны и учреждения (как юридические лица) штрафом в размере от 5 до 25% от суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ, использованных не по целевому назначению.

Практика показывает, что суды налагают на руководителей учреждений, признанных виновными в административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.14 КоАП РФ, штрафы от 20 000 до 30 000 руб. Для руководителей муниципальных учреждений такие размеры штрафов весьма чувствительное наказание.

Руководители при принятии решений часто полагаются на профессионализм бухгалтеров. Но, к сожалению, бухгалтеры часто ошибаются, думая, что достаточно лишь соблюдать положения бюджетной классификации и порядок применения КОСГУ.

Но для обеспечения целевого использования средств не менее важно:

  • соблюдать положения принятых в учреждении локальных актов;
  • осуществлять расходование средств субсидии на госзадание строго в соответствии с уставными целями учреждения;
  • производить расходы исключительно в соответствии с целями программ, в рамках которых выделяются финансовые средства.

Обратите внимание! Наложение административного штрафа на виновных должностных лиц учреждения является не единственным наказанием. Контролирующие органы в ряде случаев могут вынести решение о взыскании с учреждения денежных средств, потраченных не по целевому назначению.

Значительная доля всех судебных споров связана с нецелевым и необоснованным использованием фонда заработной платы. Рассмотрим далее несколько примеров из судебной практики.

Необоснованное стимулирование

Цели использования бюджетных средств определяются не только применением КОСГУ в рамках бюджетной сметы или плана финансово-хозяйственной деятельности, но и соблюдением принятых в учреждении локальных актов.

Отступление от положений локальных актов может быть квалифицировано как нецелевое использование бюджетных средств.

Крайне досадно, что бухгалтеры вместо того, чтобы помочь руководителю принять грамотное решение, сами становятся фигурантами таких правонарушений.

Пример этому – дело № 4а-823/2018, рассмотренное областным судом Свердловской области . Согласно материалам этого дела директор муниципального казенного учреждения (МКУ) на основании решения мирового судьи была оштрафована на 20 000 руб. за правонарушения, предусмотренные ст. 15.14 КоАП РФ. Директор с решением мирового судьи не согласилась и подала жалобу в областной суд.

В ходе судебного заседания было выяснено, что нецелевое использование бюджетных средств директором МКУ допущено в период с марта 2017 года по январь 2018 года в результате совершения выплат стимулирующего характера бухгалтеру учреждения, которые не были предусмотрены действующей в МКУ системой оплаты труда.

Так, в соответствии с положениями принятой в МКУ системы оплаты труда повышающий коэффициент к окладу по занимаемой должности может устанавливаться всем работникам, занимающим должности, предусматривающие внутридолжностное категорирование.

При этом согласно приложению 2 к положению «О системе оплаты труда работникам МКУ» размер повышающего коэффициента к окладу по должности «бухгалтер» не определен.

Данные обстоятельства в суде были подтверждены:

  • протоколом об административном правонарушении;
  • актом по результатам контрольного мероприятия;
  • платежными поручениями о перечислении денежных средств.

Далее суд изучил другие обстоятельства дела и установил, что мировым судьей была дана правильная оценка совершенному правонарушению, поэтому назначенное директору наказание было оставлено без изменения, а ее жалоба – без удовлетворения.

А вот необоснованно начисленная заработная плата руководителю муниципального автономного учреждения культуры согласно материалам дела № А43-12897/2018, рассмотренного Арбитражным судом по Нижегородской области , стала причиной для взыскания с него по решению суда более 800 тыс. руб. (неправомерное и нецелевое использование бюджетных средств).

Начисление заработной платы руководителю производилось с нарушением требований, установленных учредителем данного учреждения.

Выплаты к праздникам

Накануне праздников настроение работникам учреждений больше всего поднимают дополнительные денежные выплаты. Однако если такие выплаты не предусмотрены системой оплаты труда, то результаты последующих проверок могут надолго испортить настроение любому щедрому руководителю.

В октябре прошлого года Ленинградским областным судом было рассмотрено дело № 7-876/2018  по жалобе руководителя органа соцзащиты, признанной виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, с назначением штрафа в размере 20 000 руб.

В своей жалобе руководитель просила отменить судебный акт о привлечении ее к административной ответственности.

Изучив материалы дела, суд установил, что данным лицом в 2017 году осуществлялись выплаты из средств фонда оплаты труда работникам учреждения

  • к праздникам: Международному женскому дню, Дню защитника Отечества, Дню социального работника;
  • за эффективную и качественную подготовку документации к межведомственной проверке;
  • за активное участие в фестивале ГТО и сдаче норм ГТО;
  • за эффективную работу с населением.

Однако данные выплаты не были предусмотрены решением о бюджете муниципального образования, сводной бюджетной росписью, бюджетной сметой, трудовыми договорами с работниками, законодательством субъекта РФ, муниципальными правовыми актами и другими документами, являющимися правовым основанием для выплат из средств на оплату труда.

Читайте также:  Примирение сторон: когда допускается и может ли суд отказать?

Поэтому произведенные в 2017 году вышеуказанные выплаты были квалифицированы как нецелевое использование средств. С учетом этих и других обстоятельств дела областной суд решил оставить административное наказание руководителю без изменений, а жалобу – без удовлетворения.

Желание руководителя поощрить своих подчиненных похвально, однако делать это надо, строго следуя положениям нормативных документов.

Некомфортный труд

Однако не всегда выплаты, даже предусмотренные принятой в учреждении системой оплаты труда, могут быть признаны обоснованными. Интересный случай был рассмотрен в Постановлении АС ВВО от 22.01.2019 по делу № А43-3646/2018.

Согласно материалам этого дела по итогам проведенной учредителем проверки в учреждении были установлены факты необоснованных компенсационных выплат по заработной плате работникам учреждения в сумме 189 910,25 руб.

Данные выплаты были установлены учреждением уборщикам в качестве компенсации при использовании чистящих, моющих и дезинфицирующих средств, а также за некомфортный труд при уборке санузлов.

При этом названные выплаты были предусмотрены локальными актами учреждения: коллективным договором, положением об оплате труда, правилами внутреннего трудового распорядка.

Изучив материалы дела, суд определил, что условия труда на рабочих местах уборщика служебных помещений соответствуют допустимым, а понятие «некомфортный труд» не закреплено в действующем законодательстве. Эти и другие обстоятельства не дают оснований учреждению включать оспариваемые выплаты в локальные акты.

Кроме того, суд пришел к выводу, что установление уборщикам служебных помещений компенсационных выплат за использование чистящих, моющих и дезинфицирующих средств при выполнении трудовой функции и за некомфортный труд (уборка санузлов) со ссылкой на коллективный договор, положение об оплате труда работников и правила внутреннего трудового распорядка образует нарушение ст. 34 БК РФ.

Суд также отметил: имеющиеся у учреждения полномочия работодателя и распорядителя финансовыми средствами не наделяют его правом расходовать бюджетные средства по своему усмотрению без учета норм действующего законодательства и не свидетельствуют об эффективном и правомерном расходовании бюджетных средств. С учетом этих и других обстоятельств суд признал выплаты в сумме 189 910,25 руб. необоснованными и обязал учреждение вернуть их бюджету.

Отметим, что согласно п. 2 ст. 306. 4 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств, совершенное главным распорядителем, распорядителем, получателем бюджетных средств, влечет передачу уполномоченному органу по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств.

Другими словами, если нарушение совершено, например, получателем бюджетных средств, то главный распорядитель может забрать часть полномочий у такого учреждения-нарушителя. Однако до настоящего времени механизм реализации такого наказания ни Бюджетным кодексом, ни иным нормативным актом не установлен.

Источник: https://www.pulsar.ru/pressa/2595/

Нецелевое использование денежных средств: статья, ответственность

Нецелевое использование денежных средств – это их расходование на цели, не соответствующие основаниям и условиям получения, которые установлены нормативно-правовым актом, уставом юридического лица, бюджетом, сметой, договором или иным документом обязательного характера действия.

Виды ответственности за нецелевое использование денежных средств:

  1. Гражданско-правовая – если речь, например, идет о нарушении условий договора (контракта, соглашения), и (или) ответственность вытекает из причинения вреда (материального ущерба).
  2. Административная – при наличии состава правонарушения, предусмотренного КоАП РФ, например, ст. 15.14 (нецелевое использование бюджетных средств).
  3. Уголовная ответственность – например, по ст. 285.1 УК РФ (нецелевое расходование бюджетных средств) или ст. 285.2 (нецелевое расходование средств ПФР, ФФОМС, ФСС РФ).
  4. Дисциплинарная – если речь идет о проступке, который связан с исполнением трудовых функций.

Наиболее серьезная (уголовная) ответственность предусмотрена за нецелевое использование бюджетных денег в крупном размере (от 1,5 млн рублей). Однако любое нецелевое расходование средств может повлечь уголовную ответственность, если является, например, хищением, серьезным злоупотреблением полномочиями, их превышением или сопряжено с подделкой документов.

В судебной практике наиболее часто встречаются две категории нецелевых трат:

  1. Расходование бюджетных средств и средств внебюджетных фондов.
  2. Нецелевое использование денежных средств управляющей компанией, ТСЖ, СНТ и другими подобными организациями.

Рассмотрим эти две ситуации подробнее.

Нецелевое расходование бюджетных средств

В данном случае возможны два вида ответственности: административная и уголовная.

Административная ответственность предусмотрена статьей 15.14 КоАП РФ. Она наступает в случае направления бюджетных средств и оплате обязательств в целях, которые не соответствуют бюджетным целям. Проще говоря, деньги полностью или частично расходуются не на те цели, на которые они получены.

Привлечь к ответственности могут как должностное лицо, допустившее нарушение, так и организацию (учреждение, орган власти), в которой это должностное лицо работает. Штраф для физических лиц – 2-50 тыс. рублей. Вместо штрафа возможна дисквалификация на срок 1-3 года.

Ответственность для организаций – только штрафные санкции, которые составляют 5-25% от потраченной нецелевым образом суммы.

К административной ответственности привлекают по остаточному принципу – если нет состава уголовно-наказуемого деяния. Уголовная ответственность (статья 285.1 УК РФ) наступает за те же самые действия, но совершенные в крупном (1,5 млн рублей и больше) или особо крупном (7,5 млн рублей и больше). Отвечать в данном случае будет конкретное должностное лицо получателя бюджетных средств.

Наказание варьируется:

При крупном размере нецелевых трат (ч. 1 ст. 285.1):

  • штраф 100-300 тыс. рублей или в размере зарплаты за 1-2 года;
  • принудительные работы до 2 лет с дисквалификацией до 3 лет или без таковой;
  • арест до 6 месяцев;
  • лишение свободы до 2 лет с дисквалификацией до 3 лет или без таковой.

При совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 285.1, группой лиц по предварительному сговору или при особо крупном размере нецелевых трат возможное наказание будет большим:

  • штраф 200-500 тыс. рублей или в размере зарплаты за 1-3 года;
  • принудительные работы до 5 лет с дисквалификацией до 3 лет или без таковой;
  • лишение свободы до 5 лет с дисквалификацией до 3 лет или без таковой.

В случае нецелевого расходования средств внебюджетных фондов (ПФР, ФФОМС, ФСС) в крупном или особо крупном размере уголовная ответственность наступает по ст. 285.2 УК РФ. Эта норма предусматривает аналогичные санкции. Здесь под нецелевыми тратами понимаются такие, которые не соответствуют целям и условиям расходования, установленным законами и бюджетом фонда.

Привлечение к административной или уголовной ответственности не исключает другие негативные последствия. Так, виновное должностное лицо может быть привлечено к дисциплинарной ответственности.

В свою очередь, организация, допустившая нецелевое использование денежных средств, выделенных из вышестоящего бюджета, может впоследствии лишиться финансирования под определенные цели или получить его в урезанном виде.

Нецелевые траты УК, ТСЖ и СНТ

Организации, которые занимаются управлением объектами городской и загородной недвижимости, не относятся к государственным или муниципальным. Их руководители и ответственные лица не могут нести ответственность в качестве должностных лиц. Но это не значит, что нецелевые траты должны остаться безнаказанными.

Деятельность УК, ТСЖ и СНТ регулируется ЖК РФ, другими законами и уставом конкретной организации.

Управляющая компания – коммерческая организация. С ней собственники заключают договор, и все взаимоотношения регулируются его условиями.

Однако это не отменяет того факта, что все основные решения принимаются на общем собрании собственников, в том числе в части расходования денежных средств, его целей и направлений.

УК подотчетна общему собранию, поэтому не может бесконтрольно тратить деньги, которые ей платят собственники или которые они решили собрать на определенные нужды.

ТСЖ и СНТ – некоммерческие организации. Обе они являются формами самостоятельного управления.

Главным органом будет общее собрание, которое принимает все основные решения о размере и порядке уплаты взносов, а также направлений расходования денежных средств. Председатель и правление ТСЖ/СНТ подотчетны общему собранию.

Для контроля финансовых аспектов их деятельности создается ревизионная комиссия. Она же должна следить за целевым расходованием финансов.

В случае если в ТСЖ, в УК или в СНТ допущены нецелевые траты, возможны разные виды ответственности – все зависит от конкретной ситуации:

  1. Есть примеры, когда в гражданском порядке представители собственников либо прокуратура от их имени признавали незаконными действия по расходованию денежных средств и добивались их взыскания.
  2. Если установлены факты злоупотребления полномочиями и (или) хищения денежных средств, ответственные лица ТСЖ, УК или СНТ могут быть привлечены к уголовной ответственности по ст. 201 УК РФ и соответствующей статье за хищение (например, ст. 159 – мошенничество, ст. 160 – присвоение).

В ТСЖ и СНТ общее собрание вправе поставить вопрос о снятии с должности лиц, допустивших нарушение. Кроме того, уставом или отдельным положением может быть предусмотрена специальная ответственность за те или иные нарушения.

Если же собственники не довольны работой УК, они вправе расторгнуть договор и перейти в другую УК или выбрать другую форму управления. Ответственные лица в любой организации могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности в соответствии с трудовым законодательством и локальными актами.

И, наконец, любое лицо, причинившее вред, обязано его возместить в гражданском порядке (ст. 1064 ГК РФ).

В отношениях собственников с УК, ТСЖ и СНТ проблема, как правило, только одна – доказать нецелевой характер трат. Для этого практически всегда требуется проведение ревизии или аудита. И, конечно, нужны юридические знания и опыт, чтобы подготовиться к процессу и грамотно выступить в суде.

Источник: https://law03.ru/crime/article/necelevoe-ispolzovanie-denezhnyx-sredstv

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector