Цели уголовного наказания: что это такое и как регулируется законодательством РФ

Уголовное наказание может являться и применяться в виде определенной формы реализации уголовной ответственности. Его можно устанавливать в качестве части, логического продолжения, которые определяют степень тяжести и длительности уголовной ответственности. Наряду с этим уголовное наказание и ответственность отличаются между собой (рис. 1).

Цели уголовного наказания – что это такое, как данное регулируется законодательством РФ

Рисунок 1. Соотношение наказания и уголовной ответственности

Сравнение уголовного наказания с другими мерами принуждения

Уголовное наказание включает в себя как исправительно-воспитательное, так и карательное воздействие. Второе из них представляет собой суть наказания.

Определение 1

Кара выражается в том, что виновное лицо претерпевает лишения различного характера, включая моральное, физическое, имущественное.

Административное наказание в соответствии с этим признаком чем-то похоже на уголовное, но кара административного наказания, если сравнивать ее с уголовным, по суровости воздействия не столь значительна (например, штраф и лишение свободы.

Уголовное наказание чаще используют для того, чтобы восстановить социальную справедливость, исправить поведение человека и предотвратить новые преступления.

Административное же наказание применяется для предотвращения совершения нового правонарушения как человеком, нарушающим нормы права, так и другими лицами.

Замечание 1

Принудительные меры медицинского характера используют для того, чтобы вылечить человека или улучшить определенным образом его психическое состояние, предупредить совершение других деяний, опасных для общества (например, статья 98 УК РФ).

Помимо этого, наказание в уголовном кодексе разграничивается с рассмотренными и другими мерами принуждения, включая административно-правовые, гражданско-правовые, международные, дисциплинарные и др.), по нескольким признакам (рис. 2).

Цели уголовного наказания – что это такое, как данное регулируется законодательством РФ

Рисунок 2. Уголовное наказание и другие меры принуждения

Цели использования уголовного наказания

Уголовное наказание ставит перед собой гораздо более узкие цели применения, чем уголовные законы.

Основополагающая цель уголовного законодательства заключается в охране и защите общества от посягательств, которые способны подрывать условия его существования.

Целью использования уголовного наказания является тот результат, которого желает достичь государство (включая правоприменителя) и общество посредством назначений и исполнений принудительных мер воздействия.

Применение уголовного наказания предусмотрено для нескольких целей (см. ч. 2 ст. 43 УК РФ):

  • социальная справедливость, ее достижение и восстановление, в процессе чего возмещается причиненный преступлением вред человеку, обществу, стране, заглаживается иным образом, назначается наказание, соразмерное опасности для общества совершенного деяния и личности виновных;
  • процесс исправления осужденных в виде реализации мер принуждения в такой мере, чтобы они утрачивали общественную опасность, осознавали нецелесообразность осуществленных преступлений, убедились в необходимости вести себя правомерно;
  • предупреждение новых деяний преступного характера, включая частную и общую превенцию.

Общая превенция наказания характеризуется созданием в сознании человека образа требуемого правомерного поведения, включая убежденность в недопущении совершения преступления.

Ее сущность состоит, во-первых, в формировании в сознании граждан РФ и других лиц модели требуемого правопослушного поведения, а, во-вторых, в качестве примера использовать наказание для удержания указанных лиц от совершения преступления.

Частную превенция наказания отличает применение уголовного наказания в виде принудительных мер к лицам, которые совершили преступление. Она осуществляется с целью исключения совершения нового преступления.

Замечание 2

Здесь назначение уголовного наказания не несет и не может нести в цивилизованном обществе цель причинить физические страдания или унизить человеческое достоинство.

Цели уголовного наказания имеют большое значение, которое выражается:

  • отражением государственной политики в сфере противостояния преступности;
  • обеспечение справедливого приговора.

Можно сказать, что указанные цели связаны между собой и взаимообусловлены, но, к сожалению, их не всегда можно достичь. От того, в какой мере они достигаются, в большей степени будет зависеть эффективность наказания.

Эффективность уголовного наказания можно определить посредством реальности достижения его целей, включая число латентных и зарегистрированных преступлений, общественное мнение о состоянии преступности и правопорядке, уровень рецидивной преступности и др.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/ugolovnoe-pravo/ugolovnoe-nakazanie-i-ugolovnaja-otvetstvennost/

Функции и цели уголовного права

Важнейшее значение уголовного права в деле обеспечения общественного порядка и самостоятельной рассматриваемой отрасли предопределены, в том числе, теми функциями, которые решаются в процессе практической правоприменительной деятельности по реализации уголовно-правовых предписаний.

Ключевая и наиболее «обширная» задача всего российского законодательства сформулирована в настоящее время в норме ст. 2 Уголовного кодекса РФ:

Замечание 1

Основная цель современного уголовного права – это защита прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и безопасности, окружающей среды и конституционного строй РФ от любого рода преступных посягательств, а также обеспечение мира и безопасности всего человечества и предупреждение совершения новых общественно-опасных деяний.

Иными словами, перед уголовным правом стоит весьма обширная цель, достижение которой предполагает эффективную реализацию функций уголовного права, основными из которых выступают:

Цели уголовного наказания – что это такое, как данное регулируется законодательством РФ

  1. Охранительная функция, содержание которой состоит в том, что нормы уголовного закона призваны охранять общественные отношений от любых форм преступного поведения;
  2. Предупредительная (превентивная) функция – уголовное право призвано не только решать вопрос о виновности и наказуемости уже совершенных общественно-опасных деяний, но и предупреждать совершение новых. При этом в рамках реализации данной функции выделяется два самостоятельных направления: общее предупреждение, предполагающее воздействие на неопределенный круг лиц уже в силу факта установления уголовно-правовых запретов, и частное предупреждение, призванное не допустить или минимизировать повторное совершение общественно-опасных деяний лицами, ранее подвергавшимися уголовной ответственности;
  3. Регулятивная функция, выраженная в том, что посредством уголовно-правовых предписаний происходит правовое регулирование отношений, возникающих в связи с совершением общественно-опасного деяния между государством и виновных лицом, по поводу привлечения последнего к уголовной ответственности, в порядке, размере и на условиях, предусмотренных нормами действующего законодательства;
  4. Воспитательная функция, реализуемая в силу самого факта установления уголовно-правовых запретов и последующего за этим воспитания граждан в духе соблюдения соответствующих запретов, ориентируя их, тем самым, на неукоснительное, точное соблюдение требований законодательства, уважительное отношение к объектам, находящимся под уголовно-правовой защитой и т.д.;
  5. Поощрительная функция уголовного права. Выделение данной функции связано с тем, что нормы уголовного права не только запрещают общественно-опасные форма поведения, но и стимулируют общественно-полезное поведение, в том числе путем закрепления правил освобождения от уголовной ответственности или смягчения меры соответствующего наказания в установленных случаях.
Читайте также:  Проблема смертной казни в РФ – почему данная мера наказания больше не применяется?

Цели уголовного права

Ранее частично был освещен вопрос, связанный с категорией целей уголовного права, приведена ключевая цель рассматриваемой отрасли, сформулированная в действующем законодательстве, а также указано на тесную взаимосвязь и взаимозависимости целей и функций уголовного права и законодательства на современном этапе общественного развития. В этой связи, необходимо более подробно рассмотреть вопрос о целях уголовного права, в том числе:

  1. Охрана прав и свобод, ключевые из которых в настоящее время сформулированы в нормах Конституции РФ: жизнь, здоровье, свобода и т.д. Соответствующие социальные блага положены в основу определения родовых и видов объектов преступлений, запрещенных уголовным законодательством;
  2. Охрана частной и государственной собственности, путем установления запрета на совершение общественно-опасных корыстных и корыстно-насильственных деяний;
  3. Охрана общественной безопасности и общественного порядка, то есть поддержание условий, благоприятных для нормальной жизнедеятельности общества и его членов, обеспечение их безопасности и т.д.;
  4. Охрана конституционного строя РФ, то есть тех основ устройства современной российской государственности, сформулированных в положениях Конституции РФ: федерализма, демократии, системы органов государственной власти и местного самоуправления и т.д.;
  5. Обеспечение мира и безопасности в глобальных масштабах, предполагающее слаженное надгосударственное взаимодействие государств в деле противодействия любым преступным проявлениям.

Цели наказания в уголовном праве

Наказание выступает ключевым институтом уголовного права, обеспечивающим функционирование всей системы уголовно-правового воздействия на лиц, виновных в совершении общественно-опасных деяний. При этом как и у уголовного права в целом, институт уголовного наказания также характеризуется наличием ряда собственных целей:

  1. Восстановление социальной справедливости. Данная цель, несмотря на определенную абстрактность ее формулировки, играет очень важную роль в деле обеспечения правопорядка, поскольку, в том числе, способствует изоляции от общества лиц, виновных в совершении преступлений;
  2. Исправление осужденного, путем применения мер исправительного и воспитательного воздействия в рамках отбывания им уголовного наказания;
  3. Предупреждение совершения новых преступлений. При этом в рамках целей уголовного наказания рассматривается, в первую очередь, общее предупреждение, призванное исключить возможность совершение новых общественно-опасных деяний лицами, уже привлеченных к уголовной ответственности. Это означает, что необходимо провести с осужденным такую работу, чтобы он осознал свои проступки и встал на путь соблюдения законности.

Замечание 2

Цели и функции уголовного права играют исключительно важную роль в деятельности обеспечения общественной безопасности и недопущения любых форм общественно-опасных поведения людей, однако, данные судебной статистики и сведения правоохранительных органов о состоянии законности и уровне рецидивной преступности позволяют сделать вывод о том, что необходима дальнейшая глубокая работа по обеспечению действительной реализации целей и функций, сформулированы в нормах уголовного законодательства.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/ugolovnoe_pravo/funkcii_i_celi_ugolovnogo_prava/

Понятие и нормативно-правовые основы наказания

Нормативное определение наказания дано в п. 1 ст. 43 УК РФ: «Наказание есть мера государсвенного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица».

Данное определение отражает позиции законодателя, правовой и прежде всего уголовно-правовой науки, а также практики по отношению к способам реагирования на признание лица виновным в совершении преступления.

Оно является результатом, возможно, промежуточным, но закрепленным в законе, длительного поиска обществом наиболее справедливого и одновременно рационального способа реагирования на совершение деяний, в наибольшей степени угрожающих интересам общества, от дельных социальных групп и индивидов.

Формулировка наказания, данная в п. 1 ст. 43 УК РФ, выражает волю законодателя, констатируя обязательные признаки наказания, т.е. признаки, которые должны признаваться и наполняться реальным содержанием, по меньшей мере, пока действует данная редакция уголовного закона.

Эти признаки таковы:

  • наказание по уголовному праву есть специфический вид принудительного воздействия государства на граждан; никакие иные меры воздействия, в каких бы случаях и по каким основаниям они ни применялись бы, не могут совпадать с наказанием и выполнять функции уголовного наказания;
  • наказанием является то, что закреплено в качестве наказания в уголовном законе; нет наказания без упоминания об этом в законе; не являются соответственно наказанием даже те меры государственного принуждения, которые совпадают с ним по некоторым элементам своего содержания, например, не является наказанием штраф как мера административного взыскания, пусть и превышающий по размерам штраф как меру уголовного наказания; не являются наказанием принудительные меры воспитательного воздействия, применяемые к несовершеннолетним, принудительные меры медицинского характера, меры пресечения по отношению к подозреваемому либо обвиняемому, меры административного воздействия, гражданско-правовые и иные подобные им санкции;
  • государство обладает исключительным правом на применение наказания и на основе Конституции РФ делегирует его осуществление судам и только судам; не соответствует данному понятию наказания использование внесудебных как публично-правовых (через органы исполнительной власти, включая правоохранительные), так и частноправовых, общественных способов возложения наказания; соответственно не могут считаться наказанием и быть поставлены на место наказания меры воздействия, предназначенные для членов каких-либо общественных объединений, приверженцев религии, граждан, проживающих в тех или иных регионах;
  • объектом наказания является личность в правовом, социальном и биологическом смысле этого слова; тяготы наказания по действующему закону не могут быть возложены на юридическое лицо, коллектив, семью, ближайшее окружение личности; не несет, в частности, никакой ответственности, если это особо не предусмотрено законом, акционерное общество за преступления своих должностных лиц; правительство — за действия своих граждан, поскольку они не выполняли его поручения; наказание не может иметь национальной или иной окраски, т.е. национальная группа не может переносить тяготы наказания, возложенного на индивида той, же национальности;
  • основанием наказания является совершение преступления; признаки личности могут только определять индивидуализацию наказания и только в случаях, установленных законом.
Читайте также:  Суд присяжных – как это работает?

Современное понятие наказания как продукта правового и социального развития

Современное понятие наказания как продукта правового и социального развития. На протяжении всей человеческой истории люди, используя имеющиеся у них возможности, прежде всего власть, стремились защищать свои интересы, прибегая к ответному воздействию на того, кто их нарушал. По мнению профессора Н.С.

Таганцева, общество при этом переходило от случайной защиты к устойчивым формам воздействия на правонарушителя, приобретающим правовой характер, затем от личной юридической мести (возмездия, талиона) — к сосредоточению этой деятельности в руках государства и расширению сферы применения мер возмездия к преступнику.

Но, быть может, еще более сложным и мучительным был процесс очень медленного «очеловечивания», гуманизации наказания. Его мучительные способы (четвертование, пытки, каторжные работы, галеры и пр.) постепенно устранялись обществом и заменялись мерами, более щадящими, считающимися с природой человека. Впрочем, этот процесс крайне противоречив и не завершен.

Во всяком случае названные направления видоизменения наказания развивались:

  • на основе постоянной общественной полемики, противоречивого становления позиции общества, часто неосознаваемой;
  • в форме уголовной политики, правовых предписаний и карательной практики, т.е. практики назначения и исполнения наказания.

Для уголовно-правового изучения наказания на основе различных представлений о добре и зле, о праве на воздействие на чужую жизнь, чужое имущество, чужую свободу особенно важно, что общество в целом и профессионалы-юристы пытались определить:

  • по каким основаниям должны применяться меры воздействия на преступников; при этом велась полемика, должно ли быть таким основанием только преступление или достаточно опасного состояния личности, т.е. установления каким-то способом ее готовности к совершению преступления;
  • кто должен назначать и исполнять наказание или принимать меры воздействия на преступника; при этом споры велись о соотношении права на это потерпевшего, группы людей, публичных властных структур, суда; разные позиции приводили в разных правовых системах к наделению потерпевшего правом на обвинительный иск, к использованию суда Линча, к сосредоточению права наказания в руках монарха и его вассалов либо органов административного управления;
  • каким должно быть наказание, т.е. содержание воздействия на лицо, допустимые способы ограничения его прав и свобод, интенсивность причиняемых физических лишений; именно здесь юристы, философы, религиозные деятели, политики, наконец, просто граждане пытались совместить цели защиты общества с отношением к человеку как венцу творения.

В то же время многие люди, активные или пассивные участники событий, пытались в сфере наказания реализовать свои далеко не лучшие стремления и цели: жажду власти, инстинкты насилия, садистское удовлетворение чужим страданием и пр. Нередко при этом то, что делалось людьми как исполнение наказания, впоследствии объявлялось преступлением.

Конституционные основы наказания — нормативно-правовая основа наказания

Конституционные основы наказания — нормативно-правовая основа наказания. Наказание регулируется объемным комплексом правовых норм, внутренне связанных между собой, но принадлежащих к различным отраслям права.

Уголовное право, включая уже упоминавшуюся ст. 43 УК РФ, юридико-технически является ведущим в комплексе правовых норм о наказании. Однако оно занимает специфическое положение. С одной стороны, уголовно-правовые нормы о наказании опираются на Конституцию РФ, должны соответствовать ей.

С другой, уголовное право предопределяет содержание относящихся к наказанию норм иных правовых отраслей. Его предписания выполняются при возможном возникновении противоречий. Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права образуют ведущую группу источников права наказания. Однако по прямому смыслу ст.1, 3 УК РФ все нормы о наказании должны быть включены в УК РФ и соответственно должны применяться со ссылками на УК РФ.

Предписания Конституции РФ и международного права относительно уголовного наказания обращены как к законодателю и иным субъектам конституционно-правовых отношений, так и к субъектам уголовно-правовых отношений (субъектам назначения и исполнения наказания, лицам, обязанным отбывать, претерпевать наказание).

Эти предписания прямо устанавливают в ряде случаев обязанности законодателя принимать законы и подзаконные акты о наказании в пределах предписаний Конституции РФ, изменяя их в случае обнаружения несоответствия Конституции РФ международному праву.

Таким образом, например, был регламентирован (ограничен) круг оснований применения смертной казни в соответствии с Конституцией РСФСР, а затем с Конституцией РФ.

Читайте также:  Непогашенная судимость: что это такое, можно ли снять судимость раньше срока

Закономерно возникает проблема полного отказа от применения смертной казни; при признании соответствующих международно-правовых обязательств она может быть решена только путем принятия уголовного закона и включения его в УК РФ.

Наиболее существенное и притом непосредственное значение в сфере уголовного наказания для законодателя и субъектов конституционно-правовых отношений исполнительной власти, местного самоуправления имеют следующие положения Конституции РФ:

  • отнесение права наказания как части уголовного законодательства к ведению Российской Федерации; без изменения Конституции РФ субъекты Федерации, а тем более органы местного самоуправления не вправе вводить новые наказания, изменять либо ограничивать содержание и последствия видов наказания по УК РФ;
  • ограничение содержания наказаний тем, что оно (воздействие) не может вступать в противоречие с правами и свободами, закрепленными в гл. 2 Конституции РФ, в частности, равенством перед законом и судом (ст.19), правом на жизнь (ст. 20), обязанностью государства охранять достоинство личности, запрещением пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания (ст. 21) и др.;
  • установление права человека, гражданина на то, что может именоваться надлежащей судебной процедурой при назначении наказания, и установление ответственности государства и действующих от его имени органов за надлежащее исполнение наказания; в соответствии со ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; это принципиальное положение конкретизируется в ст. 47—51 Конституции РФ; ответственность же государства вытекает прежде всего из ст.2 Конституции РФ, по которой «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина— обязанность государства».

На этом основании государство и его органы не вправе ссылаться на материально-ресурсные основания несоблюдения прав лиц, отбывающих наказание, прежде всего состоящее в лишении свободы.

Регламентация наказания в УК РФ

Регламентация наказания в УК РФ. Новый УК РФ основную группу норм о наказании содержит в разд. III, который так и именуется: «Наказание». В него входят гл. 9 «Понятие и цели наказания. Виды наказаний» и гл. 10 «Назначение наказания». Однако ряд уголовно-правовых норм о наказании содержится и в других главах действующего УК РФ.

Это: общие положения о наказании в гл. 1 «Задачи и принципы Уголовного кодекса Российской Федерации», положения гл. 2 об определении наказуемости деяния в связи с действием уголовного закона во времени и пространстве, положения разд.

IV «Освобождение от уголовной ответственности и от наказания», наконец, положения, определяющие санкции за совершение преступлений в статьях Особенной части УК РФ.

Все перечисленные уголовно-правовые нормы связаны между собой. Это проявляется в процессах уголовного правотворчества и правоприменения.

Законодатель, вводя новое наказание или изменяя ранее действовавший вид наказания, должен учитывать влияние этой нормы на целый ряд других, в частности, возможность выбора одного из видов наказания, влияние на возникшие ранее уголовно-правовые отношения, сравнительную общественную опасность различных преступлений и другие обстоятельства.

Так, высказывается предположение о том, что повышение наказания за кражи до уровня наказания за разбой может привести к росту насилия при совершении имущественных преступлений.

При назначении наказания необходимо по меньшей мере:

  • уяснить общие положения о наказании;
  • осознать цели наказания;
  • выявить возможности и цели отдельных видов наказания, осознать их содержание и механизм воздействия на личность;
  • уяснить, как избирается тот или иной вид наказания;
  • выявить действительные условия его исполнения и практику замены более мягким видом наказания.

Регламентация уголовного наказания в других отраслях права

Регламентация уголовного наказания в других отраслях права. Цели и содержание наказания, определенные в УК РФ, конкретизируются уголовно-исполнительным законодательством РФ, в состав которого входят Уголовно-исполнительный  кодекс и другие федеральные законы.

Это законодательство и соответствующее ему уголовно-исполнительное право не входят в уголовное законодательство и право и изучаются отдельно. Однако задачами уголовно-исполнительного законодательства РФ являются по ст.1 УИК РФ «регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказания, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации».

Предписания такого рода наполняют конкретным содержанием как институт наказания в целом, так и отдельные его виды.

Предписания, относящиеся к наказанию, могут содержаться в трудовом, пенсионном, жилищном, семейном и иных отраслях законодательства.

Так, в соответствии со ст. 19 Семейного кодекса РФ от 29 декабря 1995 г.устанавливается, что расторжение брака по заявлению одного из супругов независимо от наличия у супругов общих несовершеннолетних детей производится в органах записи актов гражданского состояния, если другой супруг осужден за совершение преступления на срок свыше трех лет.

Источник: http://www.konspekt.biz/index.php?text=48168

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector