Массовые беспорядки – состав преступления, квалифицирующие признаки, ответственность по УК РФ

Согласно ст. 214 УК РФ, вандализм – поведение человека, направленное на разрушение, осквернение и порчу зданий, сооружений, а также общественного транспорта. Опасно такое поведение нарушением социального уклада и спокойствия, а также причинением вещественного ущерба гражданам и государству.

Состав преступления

Вандализм, как любое преступление, складывается из четырех признаков, называемых его составом. При отсутствии хотя бы одного из них привлечь к ответственности по ст. 214 УК РФ нельзя.

Объект – область общественных отношений, которой причиняет вред преступление. В данном случае это общественный порядок и нравственность. В качестве дополнительного объекта можно выделить вопросы частной и государственной собственности.

Объективная сторона – то есть сами действия, направленные на совершение преступления. Для привлечения к уголовной ответственности за вандализм, такими действиями должны быть:

  • Осквернение зданий, других сооружений, независимо от того, кому они принадлежат – государству (здания госучреждений) или находятся в частной собственности граждан или организаций (дома, строения и т. д.). Под осквернением понимают нанесение на эти объекты надписей (фраз, слов, стихов, текстов и т. д.), рисунков неприличного содержания и смысла, противоречащих основам общественной нравственности.
  • Порча (наружное повреждение) имущества на общественном транспорте (поручней, сидений, обшивки и т. д.) и прочих общественных местах (остановках транспорта, станциях метро, театрах, цирках и т. д.).

В процессе акта вандализма совершаются действия, направленные исключительно на порчу и осквернение сооружений, зданий, имущества в общественном транспорте и прочих общественных местах. То есть только отрицательное, аморальное поведение.

Нанесение рисунков положительного характера (животных, птиц и т. д.), а также перемещение объектов без нарушения их целостности не расценивается, как вандализм.

Субъект – тот, кто может привлекаться к ответственности. Обвиненным в этом преступлении может быть физическое лицо, достигшее возраста 14 лет.

Важным условием привлечения к ответственности является психическая вменяемость и соответствие физического и умственного развития.

Наказание следует только в том случае, если будет установлено, что человек полностью осознает характер своих поступков.

Субъективная сторона – внутреннее, «личное» отношение преступника к совершаемому им акту. Вандализм совершается только с прямым умыслом, когда лицо понимает негативный характер своего поступка, предвидит наступление отрицательных последствий.

Вандализм составляют только те действия, которые направлены на оскорбление общественной морали, вызов ответа от широких масс населения. Это означает, что нельзя признать вандализмом действия, совершенные в местах, недоступных широкому кругу зрителей. Например, нанесение надписей на стенах заброшенных зданий на безлюдных территориях.

Мотивы вандализма

Законодатель не определяет четкого перечня мотивов рассматриваемого деяния, поскольку у каждого преступника они свои.

Наиболее часто встречаются хулиганские побуждения, когда вандалы бросают вызов обществу, показывают пренебрежительное отношение к его устоям и правилам, противопоставляют себя им.

То есть целью совершения вандализма, можно сказать, является не конкретно порча имущества, не конкретного имущества и не конкретного его владельца, а вызов обществу в целом.

Ниже приведен перечень дополнительных обстоятельств, побуждающих граждан к отрицательному поведению. Итак, это может быть:

  • Идеологические, социальные, политические побуждения – порча памятников Великой Отечественной Войны, осквернение иноверческих храмов и т. п. В этом случае нарушитель пытается придать своему поступку как можно большую огласку.
  • Месть. В этом случае порча вещей выступает в качестве отложенного ответа на какое-либо действие, которое пострадавшая сторона ранее совершила по отношению к разрушителю.
  • Игра и скука. Такие мотивы более всего свойственны детям и подросткам, ничем не занятым и находящимся без родительского присмотра.

Наказание за вандализм

Меры ответственности за рассматриваемое деяние предусмотрены в ст. 214 УК РФ.

Для «простого» вандализма по ч. 1 ст. 214, то есть не отягощенного квалифицирующими признаками, перечень возможных видов наказания выглядит следующим образом:

  1. Штраф до 40 000 руб. или дохода осужденного, полученного в течение 3 месяцев.
  2. Обязательные работы на срок до 360 часов.
  3. Исправительные работы до 12 месяцев.
  4. Арест может составлять до 90 дней.

Ч. 2 ст. 214 УК РФ содержит квалифицирующие (отягчающие) признаки. К ним относится совершение вандализма:

  • группой лиц;
  • по причине политической, идеологической, религиозной, расовой, национальной, социальной ненависти или вражды.

При наличии этих обстоятельств последует более строгое наказание:

  1. Ограничение свободы до 3 лет.
  2. Принудительные работы или помещение в места лишения свободы на этот же срок.

Наказание за вандализм для несовершеннолетних

Ст. 88 УК РФ содержит перечень наказаний, которые могут применяться к несовершеннолетним. Ее нормы налагают ограничения на наказание за вандализм по ст. 214 УК РФ.

Наказание для подростков с 14 до 18 лет

Так к подросткам (с 14 до 18 лет), впервые совершившим акт вандализма без отягчающих признаков, арест, лишение свободы и принудительные работы не применяются, а обязательные работы ограничены 160 часами.

Массовые беспорядки – состав преступления, квалифицирующие признаки, ответственность по УК РФ

Чаще всего вандалами становятся молодые люди. Как правило, это подростки, живущие в неблагополучных семьях и имеющие проблемы в общении со сверстниками. В силу юного возраста и пробелов в воспитании они легко поддаются отрицательному влиянию.

Именно юность, а точнее психическая незрелость, характерная для нее, часто рассматривается как смягчающее обстоятельство. Поэтому подросткам, уличенным в вандализме, назначаются более мягкие меры наказания.

Важно! Уголовные дела, открытые в отношении юных вандалов, редко заканчиваются приговором суда и реальным наказанием. Оно имеет место в крайних случаях, когда акты девиантного поведения вызывают большой общественный резонанс.

В этих случаях несовершеннолетние привлекаются к ответственности в виде штрафа или исправительных работ. Также подростки-вандалы могут быть подвергнуты принудительным мерам воспитательного воздействия (ст. 90, 91 УК РФ):

  • передача под родительский надзор;
  • выговор или предупреждение;
  • ограничение досуга и т. д.

Что касается выплаты штрафа, то он может взыскиваться с родителей или опекунов юных вандалов только по решению суда и с их согласия.

Наказание для детей до 14 лет

В тех же случаях, когда в вандализме обвиняются лица в возрасте до 14 лет, следователи выносят постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Преступник не достиг общего порога уголовной ответственности, а значит, не может быть признан таковым.

Однако даже столь юные нарушители не остаются безнаказанными. Их ставят на соответствующий учет в школе и отделе по делам несовершеннолетних. В дальнейшем они находятся под пристальным вниманием уполномоченных инспекторов (полиции, социальных служб) и педагогов.

Такие дети могут быть помещены в специализированные учебно-воспитательные учреждения открытого (с согласия родителей или заменяющих их лиц н основании решения комиссии по делам несовершеннолетних) или закрытого (по постановлению суда) типа.

Срок давности

Срок давности – это временной отрезок, по завершении которого к лицу, совершившему преступление, уже не применяется уголовная ответственность. Длительность этого отрезка определяется тяжестью деяния. Так, вандализм относится к категории нетяжких преступлений, и срок давности по ним составляет – 2 года со дня совершения.

Вандализм на кладбище

Выражение «вандализм на кладбище» хотя и существует в понимании обывателей, но все же считается не совсем корректным, поскольку Уголовный кодекс РФ такого понятия не устанавливает.

Чаще всего под вандализмом на кладбище понимается надругательство над телами умерших и местами их захоронения. Это деяние предусмотрено ст. 244 УК РФ «Надругательство над телами умерших местами их захоронения», тогда как состав вандализма определен в ст. 214 УК РФ.

Данные виды деяний имеют различные внешние проявления и предметы преступного посягательства.

Ст. 244 можно назвать частным случаем вандализма.

Для указанного в ней деяния характерны действия, оскорбляющие общественную нравственность – осквернение, надругательство, уничтожение, повреждение. Но они совершаются в отношении строго ограниченных предметов и в местах, указанных в статье, которыми являются:

  • кладбищенские здания для ритуалов по погребению и поминовению усопших;
  • надмогильные сооружения;
  • места захоронения;
  • тела умерших.

Наказание за «вандализм на кладбище» по ч.1 ст. 244 УК РФ без отягчающих обстоятельств предусматривает штраф до 40 000 руб. или в размере дохода виннового лица, полученного за период до 3 месяцев, либо обязательные работы до 360 часов. В качестве альтернативы данным санкциям могут быть назначены также исправительные работы до 12 месяцев или арест до 90 дней.

Часть 2 указанной статьи предусматривает осуществление противоправных действий с отягчающими признаками:

  1. Группой лиц по заблаговременному соглашению или без такового.
  2. Организованной группой.
  3. По основаниям нетерпимости на почве вероисповедания, политических убеждений, национальной принадлежности.
  4. В отношении объектов и захоронений, связанных с борьбой с фашизмом.
  5. С применением физического принуждения третьих лиц или обещанием его применения.

При наличии хотя бы одного из указанных элементов деяние наказывается лишением свободы до 5 лет, принудительными работами на этот же срок, ограничением свободы до 3 лет или арестом от 90 до 180 дней.

Как писать заявление о вандализме и куда его подавать

Об акте вандализма сообщают не только лично или по телефону, но и посредством заявления. К форме и содержанию этого документа закон не предъявляет строгих требований. Он составляется с учетом общих правил официального документооборота. Бланк должен иметь «шапку», куда вносятся:

  • наименование уполномоченного органа;
  • ФИО обратившегося и его адрес;
  • паспортные данные;
  • дата рождения;
  • контактные данные.

В описательной части отражается суть дела – время и место обнаружения следов вандализма и их характер. Желательно указать, какое отношение автор имеет к пострадавшему предмету (собственник, очевидец и т. п.). В завершении обязательно ставится дата составления и подпись. Можно также приложить фотографии с места происшествия.

Заявление подается в отдел полиции, расположенный в том же районе, где совершено преступление. Срок его рассмотрения в зависимости от конкретных обстоятельств может составить от 3 до 30 суток.

Обращение, поступившее без соблюдения правил подследственности передается для рассмотрения в уполномоченный орган для принятия дальнейшего процессуального решения.

Если в ходе предварительной проверки будут выявлены признаки вандализма, выносится постановление о возбуждении уголовного дела. Затем проводится его расследование и дело передается в суд. При отсутствии состава преступления уголовное дело не возбуждается.

Проведением проверок по сообщениям о вандализме и расследованием дел о нем занимаются дознаватели полиции. Это актуально как для ст. 214, так и для ст. 244 УК РФ.

Отличие вандализма от хулиганства

Вандализм отождествляют с хулиганством (ст. 213 УК РФ), поскольку эти два деяния имеют общие черты – и вандализм, и хулиганство направлены на нарушение общественного порядка. Также они затрагивают отношения в сфере охраны собственности.

Подробно: статья 213 УК РФ «Хулиганство»

Отграничение вандализма от хулиганства проводят по внешним проявлениям и конкретным характеристикам хулиганов и вандалов. Так за хулиганство привлекаются лица с 16, за вандализм – с 14.

Для хулиганства свойственны действия, выражающие открытое пренебрежение общественной моралью – бесчинство, приставание к прохожим, унизительные выкрики, угрозы применить насилие, совершение опасных действий и т. п.

Поведение хулигана всегда имеет демонстративный характер. Что касается актов вандализма, то нередко они совершаются тайно, без присутствия свидетелей. Хотя скрытное поведение для вандалов не является постоянной нормой.

Некоторые признаки вандализма также аналогичны признакам деяний, предусмотренных другими статьями УК РФ:

  • 167 «Умышленное уничтожение или повреждение имущества»;
  • 212 «Массовые беспорядки»;
  • 243 «Уничтожение или повреждение памятников истории и культуры»;
  • 244 «Надругательство над телами умерших местами их захоронения»;
  • 267 «Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения».
Читайте также:  Срок давности по мошенничеству: при совершении группой, в особо крупном размере и с причинением вреда здоровью

Внешняя схожесть данных видов преступлений становится частой причиной путаницы в процессе квалификации.

Заключение

Вандализм следует рассматривать комплексно – как преступное деяние и как социальное явление. В связи с этим борьба с ним будет успешной не только при эффективной работе следственных и судебных органов, но и при создании адекватных мер предупреждения.

Источник: https://Zakonved.ru/ugolovnoe-pravo/prestupleniya-protiv-poryadka/vandalizm-214-uk-rf.html

Преступления против общественного порядка

Проблема охраны общественного порядка имеет важное правовое значение.

Выяснение содержания этого понятия позволяет правильно ответить на ряд других теоретических и практических вопросов (конструкция состава нарушений общественного порядка, объем и содержание объективных и субъективных сторон данных правонарушений).

Описать состав преступления значит, прежде всего, определить объект последнего – социальное благо, страдающее или подвергающееся опасности от преступного действия.

Таким образом, общественный порядок можно
определить как систему общественных отношений, сложившихся на основе соблюдения норм права, направленных на поддержание общественного спокойствия и нравственности, взаимного уважения, надлежащего поведения граждан в общественных местах, отношений в сфере социального общения.

     Общественный
порядок – не что иное, как
масштаб дозволенного. В случае нарушения
необходимых для нормального
общественного развития правил общежития виновного ждет кара, степень репрессивности которой зависит от тяжести нарушения.

Правонарушения, посягающие на общественный порядок, таким образом, посягают на весь комплекс нормативных отношений, регулирующих нормальный, общественно значимый процесс жизнедеятельности, а каждое конкретное противоправное действие нарушает конкретное, нормативно определенное отношение, существующее ради необходимости соблюдения общественного порядка.

1.1. История развития законодательства об ответственности за

преступления против общественного порядка

В дореволюционном законодательстве существовал целый ряд статей, регламентирующих ответственность за различные виды выступления толпы, протестующей против деятельности государства, его органов или должностных лиц, которые выливались в столкновения с силами охраны правопорядка (ст. 249, ст.

251, 252, 263-266 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.; ст. 120-123 Уголовного Уложения 1903 г.). Несомненным достоинством указанных статей являлась дифференциация ответственности в зависимости от роли лица в совершении преступления.

Эти нормы можно считать прообразом статьи о массовых беспорядках.

В Уставе о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, особый интерес представляет статья 134, описывающая деяние, которое, выражаясь современным языком, было совершено из хулиганских побуждений. Эта норма карала за нанесение обиды действием без всякого повода со стороны обиженного.

          После октябрьского переворота 1917 г. утвердился новый тип общественного порядка, право приобрело ярко выраженный классовый характер.

Первоначально, в эпоху так называемого военного коммунизма, нормы уголовного права были весьма неопределенными.

Так, термин «хулиганство» применялся одновременно для обозначения трех различных видов деяний: политического (контрреволюционного) преступления; общеуголовного преступления и дисциплинарного проступка.6

Уголовным кодексом РСФСР 1922 года хулиганство было определено как «озорные, бесцельные, сопряженные с явным проявлением неуважения к отдельным гражданам или обществу в целом действия» (ст. 176) и отнесено к преступлениям против жизни, здоровья, чести и достоинства личности.

          Массовые беспорядки (ст. 75, 77) и призывы к ним (ст. 83, 84) по УК РСФСР 1922 г. относились к преступлениям против порядка управления.

Ответственность за них дифференцировалась в зависимости от роли лица в совершении преступления (организатор, руководитель, подстрекатель, вооруженный участник, невооруженный участник, пособник, участники преступных деяний, вовлеченные в преступление по малосознательности и невежеству). В УК РСФСР 1926 г.

в главе 2 «Особо для Союза ССР опасные преступления против порядка управления» содержались две нормы, регламентирующие ответственность за действия, связанные с массовыми беспорядками. В ст. 59-2 устанавливалась ответственность за массовые беспорядки, а в ст. 59-7 предусматривалась наказуемость пропаганды или агитации, направленных к возбуждению национальной или религиозной вражды или розни, а равно распространение или изготовление и хранение литературы того же характера.

          Редакция ст. 74 УК РСФСР 1926 г., предусматривавшая ответственность за хулиганство, повторяла текст аналогичной нормы УК РСФСР 1922 г., однако, относило его к «иным преступлениям против порядка управления» (глава 2).

Впоследствии Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 августа 1940 года «Об уголовной ответственности за мелкие кражи на производстве и хулиганство» существовавшее ранее определение хулиганства было заменено на «хулиганские действия, совершенные в общественных местах, на предприятиях или в учреждениях».

В УК РСФСР 1960 г. статья 206, предусматривающая ответственность за хулиганство, была помещена в главу 10 «Преступления против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения».

Эта норма выделяла три вида уголовно наказуемого хулиганства: а) простое (умышленные действия, грубо нарушающие общественный порядок и выражающие явное неуважение к обществу); б) злостное (те же действия, совершенные лицом, ранее судимым за хулиганство, или связанные с сопротивлением представителю власти или представителю общественности, выполняющему обязанности по охране общественного порядка, или же отличающиеся по своему содержанию исключительным цинизмом или дерзостью); в) особо злостное (с применением или попыткой применения огнестрельного оружия либо ножей, кастетов или иного холодного оружия, а равно других предметов, специально приспособленных для нанесения телесных повреждений). Кроме того, вплоть до 1977 г. подлежало уголовному преследованию мелкое хулиганство, совершенное лицом, к которому дважды в течение года применялись меры общественного или административного воздействия за мелкое хулиганство.

          В УК РСФСР 1960 г. не существовало квалифицированного по признаку группы хулиганства.

Однако имелась специальная статья 190 (3) УК РСФСР, регламентировавшая ответственность за организацию или активное участие в групповых действиях, нарушающих общественный порядок.

Наличие указанной нормы, наряду со статьей 79, предусматривающей ответственность за массовые беспорядки, порождало весьма существенные трудности, связанные с разграничением этих преступлений.

Следующее крупное изменение норм о преступлениях против общественного порядка связано с принятием уголовного законодательства 1996 г. В ст. 213 «Хулиганство»: а) был декриминализирован состав простого хулиганства (без квалифицирующих признаков) в понимании ч. 1 ст. 206 УК РСФСР 1960 года; б) простым хулиганством стало признаваться грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся применением насилия к гражданам или угрозой его применения, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества; в) исключены оценочные признаки злостного хулиганства в виде «исключительного цинизма» и «особой дерзости»; г) квалифицирующие признаки были конкретизированы весьма четко, чтобы исключить расширительное их толкование практическими работниками.

Несколько изменена была и редакция нормы о массовых беспорядках. Так, согласно ст. 212 УК РФ, уголовно-наказуемыми признаются: организация массовых беспорядков (ч. 1 ст. 212 УК РФ); непосредственное участие в массовых беспорядках, сопряженных с применением насилия, совершением погромов, поджогов, уничтожение имущества, применение огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также оказание вооруженного сопротивления представителю власти (ч. 2 ст. 212 УК РФ); призывы к активному неподчинению законным требованиям представителей власти и к массовым беспорядкам, а равно призывы к насилию над гражданами (ч. 3 ст. 212 УК РФ).

Кроме того, в ст. 214 УК РФ впервые была установлена уголовная ответственность за вандализм, который законодатель определил как осквернение зданий или иных сооружений, порчу имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах.

Последние изменения в уголовно-правовые нормы, предусматривающие ответственность за преступления против общественного порядка, были внесены Федеральным законом от 8 декабря 2003 г.7 В частности, этот Закон изложил ст. 213 УК РФ в новой редакции и изменил штрафную санкцию ст. 214 УК РФ.

Уголовно-правовая характеристика преступлений против

общественного порядка

Массовые беспорядки

Статья 212 УК РФ предусматривает ответственность за различные формы участия в массовых беспорядках и призывы к их совершению. Эта статья, по сравнению со ст. 79 УК РСФСР 1960 года, значительно расширена, детализирована, дополнена новым объектом этого преступления и состоит из трех частей.

Основным объектом преступления являются основы общественной безопасности. Дополнительными объектами следует считать собственность (любой формы), здоровье и телесную неприкосновенность граждан. Второй дополнительный объект как самостоятельно обособленный появился именно в ст. 212 нового УК.

Опасность рассматриваемого преступления и его отличительная особенность от других посягательств на собственность, здоровье и телесную неприкосновенность граждан заключается в том, что в совершение этого деяния втягиваются (как стихийно, так и тщательно спланированно) массы людей.8 Хорошо известен «эффект толпы», когда законопослушные, уравновешенные люди под влиянием массового психоза начинают совершать преступные действия. Именно невозможность прогнозировать, сдерживать действия участников массовых беспорядков, от которых можно ожидать любых, даже самых тяжких деяний, и вызывает особую опасность этого преступления. Если в обычной обстановке призывы к неподчинению законным требованиям представителей власти не образуют состава преступления, то здесь они влекут ответственность по ч. 3 ст. 212 УК.

Массовые беспорядки — это согласованные действия большого количества людей, грубо нарушающие установленный порядок поведения на определенной территории.

Порядок поведения может быть установлен как федеральным или местным законом, так и соответствующим образом утвержденными правилами поведения в местах массового скопления людей (рынки, стадионы, парки культуры и т. п.) и законодательством о проведении массовых мероприятий.

Законодатель не определил, какое количество людей необходимо для признания беспорядков массовыми.

Полагаю, что количество людей для наличия данного признака объективной стороны состава должно быть достаточным, чтобы в любой момент перекрыть движение транспорта, пешеходное движение, сорвать проведение массового мероприятия, нарушить работу различных учреждений и организаций, т.е. контролировать положение на определенной значительной территории.

Массовые беспорядки, о которых идет речь в ст. 212 УК, должны сопровождаться насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, оказанием вооруженного сопротивления представителям власти.

Если они указанными действиями не сопровождались, их организаторы и участники подлежат административной ответственности по ч. 2 ст. 1661 КоАП РСФСР при условии, что ими было допущено нарушение порядка организации или проведения публичного мероприятия.

Участники массовых беспорядков также могут подлежать уголовной или административной ответственности по соответствующим статьям УК и КоАП за деяния, не охватываемые диспозициями чч. 1 и 3 ст. 212 УК.

Объективную сторону преступления образуют только активные действия. Просто нахождение в толпе, совершающей массовые беспорядки, не образует состава преступления. Формами активных действий являются: организация массовых беспорядков; участие в них; призывы к активному неподчинению законным требованиям представителей власти и к массовым беспорядкам, призывы к насилию над гражданами.

Организация массовых беспорядков — самая опасная форма этого преступления — заключается в выполнении определенных действий по вовлечению большого количества людей в массовые беспорядки, сопровождаемые насилием, погромами и т. д. (по диспозиции ч. 1 ст. 212 УК).

Действия организаторов заключаются в подборе и организации людей, склонных к совершению хулиганских действий, агрессивных и желающих публично выражать свое «недовольство жизнью», психически неуравновешенных и склонных к насилию лиц.

Читайте также:  Преступления против жизни и здоровья человека: что под этим подразумевается и какая ответственность

Как правило, проводится работа по вооружению этих людей, подготовке предметов, которые могут быть использованы ими в качестве оружия.

Организаторы планируют развитие беспорядков, распределяют между собой роли при их проведении, готовят и обучают так называемых «провокаторов» и «боевиков», воздействуют на настроения людей непосредственно на мероприятии, распространяя листовки с призывами к насильственным действиям, организуют выступления специально подготовленных ими ораторов.9 Особенно опасны действия организаторов, проводимые на почве разжигания национальной или религиозной вражды, поскольку, как показывает практика, в этих случаях, как правило, неминуемы посягательства на жизни людей.

 Уже непосредственно при совершении массовых беспорядков организаторы лично либо через своих доверенных лиц руководят действиями толпы, координируют их для наиболее эффективного сопротивления правоохранительным органам, постоянно поддерживают у людей возбужденное и агрессивное настроение выдвижением новых лозунгов, сообщением сведений, вызывающих возмущение людей.

Источник: https://www.stud24.ru/criminal-law/prestupleniya-protiv-obshhestvennogo-poryadka/89248-271955-page2.html

Преступления против общественного порядка

Неоднократные нарушения установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (ст. 2121 УК РФ). Непосредственным объектом преступления выступает общественный порядок1.

Объективная сторона деяния заключается в неоднократном нарушении установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования.

Статья 2121 УК содержит административную преюдицию, поскольку понятие неоднократности раскрывается в примечании к данной статье через указание на привлечение лица ранее к административной ответственности за аналогичное деяние более двух раз в течение 180 дней. Административная ответственность за названное правонарушение установлена ст. 20.2 КоАП РФ.

Определение массовых мероприятий, указанных в ст. 2121 УК, базируется на положениях Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

  • Состав преступления формальный, оно считается оконченным с момента совершения указанных действий в третий раз при условии двукратного привлечения лица к административной ответственности за аналогичные деяния в предыдущие 180 дней.
  • Субъективная сторона посягательства характеризуется прямым умыслом.
  • Субъект преступления — физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет.

Деяние, предусмотренное cm. 2121 УК, является преступлением средней тяжести.

Хулиганство (ст. 213 УК РФ). Непосредственным объектом преступления выступает общественный порядок.

Объективная сторона преступления выражается в активных действиях, характеризующихся системой взаимосвязанных признаков, предопределяющих квалификацию содеянного в качестве хулиганства. Они должны представлять собой грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу.

При решении вопроса о наличии в действиях лица грубого нарушения общественного порядка, выражающего явное неуважение к обществу, необходимо учитывать способ, время, место их совершения, интенсивность, продолжительность и другие обстоятельства.

Такие действия могут быть совершены как в отношении конкретного человека, так и в отношении неопределенного круга лиц.

Явное неуважение лица к обществу выражается в умышленном нарушении общепризнанных норм и правил поведения, продиктованном желанием виновного противопоставить себя окружающим, продемонстрировать пренебрежительное отношение к ним (п. 1 пост. № 45 ПВС от 15 ноября 2007 г.).

Одним из конструктивных признаков хулиганства, характеризующих его с точки зрения объективной стороны, является совершение деяния с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия (п. «а» ч. 1 ст. 213 УК). Таким образом, он представляет собой конгломерат способа («с применением») и орудий совершения преступления.

Применение при хулиганстве оружия или предметов, используемых в качестве оружия, предполагает совершение умышленных действий, направленных на использование лицом указанных предметов как для физического, так и для психического воздействия на потерпевшего, а также иные действия, свидетельствующие о намерении применить насилие посредством этого оружия или предметов, используемых в качестве оружия (п. 2 постановления от 15 ноября 2007 г. № 45).

Оружие — это предметы и устройства, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели либо подачи сигналов. Под предметами, используемыми в качестве оружия при совершении хулиганства, понимаются любые материальные объекты, которые, исходя из их свойств, могут причинить вред здоровью человека (палки, камни, молотки, кухонные ножи).

В случаях, когда в процессе совершения хулиганства лицо использует животных, представляющих опасность для жизни или здоровья человека, содеянное с учетом конкретных обстоятельств дела может быть квалифицировано по п. «а» ч. 1 ст. 213 УК.

Применение в ходе совершения хулиганства незаряженного, неисправного, непригодного оружия (например, учебного) либо декоративного, сувенирного оружия, оружия-игрушки и т.п. также дает основание для квалификации содеянного по и. «а» ч. 1 ст. 213 УК.

Если хулиганство сопряжено с использованием огнестрельного оружия, которым виновный владеет незаконно, содеянное квалифицируется по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 213 и 222 УК.

Хулиганство — преступление с формальным составом; оно окончено в момент совершения соответствующих действий.

Субъективная сторона преступления, предусмотренного ст. 213 УК, характеризуется прямым умыслом.

Обязательным признаком состава рассматриваемого посягательства являются хулиганские побуждения, проявляющиеся в стремлении виновного выразить явное неуважение к обществу и общепринятым нормам морали и человеческого общежития, бросить открытый вызов общественному порядку, противопоставить себя окружающим, продемонстрировать пренебрежительное к ним отношение.

С субъективной стороной связан второй (альтернативный) конструктивный признак рассматриваемого преступления — мотив политической, идеологической, расовой, национальной ненависти или вражды, а также мотив ненависти или вражды в отношении какой- либо социальной группы (п. «б» ч. 1 ст. 213 УК).

Так, Верховный Суд РФ при рассмотрении апелляционной жалобы осужденного П., просившего исключить из приговора п. «б» ч. 1 ст. 213 УК, ссылавшегося на то, что он совершил преступление из хулиганских побуждений, а не по мотивам национальной ненависти или вражды, указал, что П. , являясь подверженным влиянию националистических взглядов и испытывая нетерпимость к лицам другой национальности, совершил умышленное нападение не на случайного прохожего, а выбрал жертву именно по национальному признаку. Проходя мимо Э. и разглядев его внешность, с близкого расстояния произвел выстрелы в лицо потерпевшего, что свидетельствует об его умышленных, целенаправленных и осознанных действиях.

Субъектом хулиганства, не отягощенного квалифицирующими признаками, является физическое вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет, а при наличии квалифицирующих признаков — лицо, достигшее 14 лет.

Квалифицирующими признаками I степени являются совершение хулиганства группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (ч. 2 ст. 213 УК).

Кроме того, в качестве квалифицирующего обстоятельства закон предусматривает совершение хулиганства с сопротивлением представителю власти1 либо иному лицу, исполняющему обязанности по охране общественного порядка или пресекающему нарушение общественного порядка (ч. 2 ст. 213 УК).

Под сопротивлением понимаются умышленные действия хулигана по преодолению законных действий указанных лиц, а также действий других граждан, пресекающих нарушение общественного порядка, например, при задержании лица, совершающего хулиганство, его обезоруживании, удержании или воспрепятствовании иным способом продолжению хулиганских действий. Такое сопротивление должно иметь место непосредственно во время совершения указанных действий.

Хулиганские действия, связанные с сопротивлением представителю власти, в ходе которого применено насилие (как неопасное, так и опасное для жизни и здоровья), надлежит квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 213 УК и соответствующей частью ст. 318 УК. Если же насилие применяется к пресекающему хулиганство лицу, которое не является представителем власти, уголовно-правовая оценка содеянного производится по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 213 УК и соответствующей статьей УК о преступлении против личности.

Когда виновный — с целью избежать задержания — оказал сопротивление представителю власти после прекращения хулиганских действий, уголовно-правовая оценка содеянного осуществляется по ст. 213 и 318 УК.

Если в процессе уголовно наказуемого хулиганства лицо умышленно уничтожает или повреждает чужое имущество с причинением как минимум значительного ущерба, содеянное надлежит квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 213 и 167 УК.

Квалифицирующим признаком II степени выступает совершение деяний, предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 213 УК, с применением взрывчатых веществ или взрывных устройств (ч. 3).

Посягательство, предусмотренное ч. 1 ст. 213 УК, является преступлением средней тяжести, предусмотренное ч. 2иЗ — тяжким.

Вандализм (ст. 214 УК РФ). Основным непосредственным объектом преступления выступает общественный порядок. Круг дополнительных объектов образуют отношения собственности и общественные отношения в сфере обеспечения общественной нравственности.

Предметом посягательства выступают здания, сооружения, имущество и оборудование на общественном транспорте или в иных общественных местах (театрах, кинотеатрах, спортивных сооружениях и проч.).

Объективная сторона преступления образована двумя альтернативными деяниями, совершаемыми в форме активных действий:

  • осквернение зданий или иных сооружений, т.е. поругание определенных объектов посредством нанесения на них надписей или рисунков непристойного содержания, оскорбляющих общественную нравственность. Вместе с тем шутливая надпись или рисунок на фасаде дома либо малозаметная и легко стирающаяся неприличная надпись не образуют деяния, предусмотренного ст. 214 УК. Ответственность за осквернение мест захоронения умерших предусмотрена ст. 244 УК. Нанесение оскорбительных настенных изображений и надписей в отношении конкретного представителя власти в связи с исполнением им своих должностных обязанностей надлежит квалифицировать по ст. 319 УК;
  • порча имущества, т.е. приведение его в полную или частичную негодность, на общественном транспорте или в иных общественных местах. Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, выявленных объектов культурного наследия, природных комплексов, объектов, взятых под охрану государства, или культурных ценностей, следует квалифицировать по ст. 243 УК.

Состав рассматриваемого преступления формальный.

Субъективная сторона посягательства характеризуется прямым умыслом.

Субъектом преступления является вменяемое физическое лицо, достигшее возраста 14 лет.

Квалифицирует рассматриваемое деяние его совершение по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, что предусмотрено ч. 2 ст. 214 УК.

Квалифицированный вид вандализма следует отличать от хулиганства, совершенного по тем же мотивам.

При вандализме не только нарушается общественный порядок, но и причиняется вред имуществу путем осквернения зданий и иных сооружений, порчи имущества на транспорте или в иных общественных местах.

В тех случаях, когда наряду с вандализмом лицо совершает хулиганство, ответственность за которое предусмотрена ст. 213 УК, содеянное следует квалифицировать по совокупности названных преступлений.

Источник: https://studref.com/553864/pravo/prestupleniya_protiv_obschestvennogo_poryadka

История развития уголовного законодательства об ответсвенности за массовые беспорядки

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что вопросы, связанные с уголовно-правовыми мерами обеспечения общественной безопасности и общественного порядка имеют первостепенное значение для существования и развития общества и государства.

В современный период, в отдельных постсоветских государствах происходят такие деструктивные процессы как религиозный экстремизм, национальная неприязнь, клановость представителей власти в отношениях между различными группами людей, разделенных по религиозному, территориальному, национальному и иным признакам. На фоне снижения уровня благосостояния населения, подобные процессы создают благоприятную почву для совершения массовых беспорядков, народных волнений и так называемых «цветных» революций. Данный путь общественного развития неизбежно приведет к гуманитарной катастрофе.

Читайте также:  Как подать в суд на врача

Политические изменения в странах с прошлым социалистическим строем во многом обесценили теоретические наработки прошлого, и одновременно активизировали процесс устаревания методологических и концептуальных положений теории общественного порядка.

Политика государств по поддержанию и обеспечению общественного порядка в значительной степени признается неэффективной. Это подтверждается распространением радикальных идеологий экстремистского толка в обществе.

Ситуация в сфере обеспечения общественного порядка, как минимум, имеет два аспекта.

Первый — социальный, вызван увеличением числа преступлений против общественной безопасности, в результате совершения которых наносится значительный ущерб экономике и сложившемуся укладу общественной жизни на фоне отсутствия должного внимания со стороны представителей государственной власти. Второй аспект объясняется несовершенством уголовно-правовых мер борьбы с преступлениями, посягающими на общественный порядок и общественную безопасность.

Степень научной разработанности темы исследования нельзя охарактеризовать однозначно. С одной стороны, невозможно не отметить разнообразие научных и иных источников, посвященных проблеме обеспечения общественного порядка, а с другой, — данная проблема остается не до конца изученной с учетом современных реалий обеспечения правопорядка и поддержания устойчивого состояния государства.

Объектом исследования являются уголовно-правовые аспекты общественных отношений в сфере охраны общественной безопасности и общественного порядка.

Предметом исследования является уголовная ответственность за массовые беспорядки по законодательству Российской Федерации.

Теоретическое значение исследования заключается в том, что в работе содержатся решения, которые развивают и дополняют теорию и практику исследования массовых беспорядков в уголовном праве.

Практическая значимость исследования обусловлена элементами его новизны и заключается в том, что имеющиеся в нем предложения могут найти практическое применение в законодательной деятельности, а также в практической деятельности граждан.

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы на основе изучения уголовного законодательства, научной литературы и судебной практики комплексно рассмотреть уголовную ответственность за массовые беспорядки.

Для достижения указанной цели поставлены и решаются следующие задачи:

  1. 1провести обзор истории развития уголовного законодательства об ответственности за массовые беспорядки;
  2. .рассмотреть объективные, субъективные и квалифицирующие признаки массовых беспорядков;
  3. .изучить отличие массовых беспорядков от смежных составов.

Структура работы соответствует логике построения научного исследования, определена поставленной целью и задачами. Композиционно работа состоит из введения, пяти глав, заключения, списка использованных источников.

История развития уголовного законодательства об ответсвенности за массовые беспорядки

Важной и необходимой составной частью изучения проблемы преступности, в том числе такого общественно опасного деяния, как массовые беспорядки, является исследование исторических этапов развития уголовно-правовых норм, направленных на борьбу с массовыми беспорядками.

Артикул воинский Петра 1 (1715 г.) устанавливал норму ответственности за тяжкое государственное преступление — возмущение и бунт, организованные многими людьми. Каждое такое деяние «без всякой милости имеет быть виселицею наказано» (арт. 137). В толковании к норме говорится: «В возмущении надлежит виновных на месте и в деле самом наказать и умертвить.

А особливо, ежели опасность в медленни есть, дабы чрез то другим страх подать и оных от таких непристойностей удержать (пока не расширится) и более б не умножилось». Таким образом, закон достаточно четко формулировал и опасность указанных действий, которые могут привести к более широкому их распространению, и необходимость применения суровой репрессии.

В дореволюционной России актом, регламентирующим вопросы, связанные с совершением толпой общественно опасных деяний, был Устав Благочиния или Полицейский от 8 апреля 1782 года. С этого периода перечень нормативных актов, регламентирующих вопросы общественно опасных деяний толпы, принятых в России, был значительно расширен следующими нормативными актами:

  • «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845, 1857, 1885 годов»;
  •  «Устава о наказаниях, налагаемых Мировыми судьями»;
  •  «Устава о предупреждении и пресечении преступлений»;
  •  «Уголовного Уложения 1903 года».

Устав благочиния (или как его называли «полицейский») 1782 г. ввел в сферу уголовно-правового реагирования такое деяние, как «учинение сходбища, скопа».

Статья 272 Устава гласила: «Кто учинит сходбище подозрительное либо скоп, либо взлом оград, либо несильное завладение недвижимого имения, того имать под стражу и отослать к суду».

В тексте Устава не раскрывается содержание понятий «сходбище» и «скоп», поскольку явно подразумевается совершение каких-либо действий толпой. Обращение к словарям русского языка свидетельствует, что «скопище» означают толпа, сборище.

Применительно к общественно опасным деяниям, совершаемым толпой, в законодательстве этого периода используются такие понятия как «скопище», «смута», «бунт».

В юридической литературе начала XIX века «скопище» определяется как «публичное скопление многих в явном намерении защищать соединенными силами свою частную волю против объявленной государственной воли».

Согласно Своду законов уголовных 1832 года, понятие бунта раскрывалось как «восстание скопом или заговором многих подданных против Верховной власти». Сюда же были отнесены и беспорядки, не преследовавшие такой цели, однако, говоря языком законодателя, «результатом которых явилось потрясение коренных, основных учреждений государства».

В Уложении 1845 года прямо было указано на направленность умысла при совершении бунта: «…

ниспровергнуть правительство во всем государстве или некоторой его части, или же переменить образ правления, или же изменить установленный порядок наследия престола».

Таким образом, беспорядки, не имеющие умысла указанного в законе, не могли признаваться бунтом, и относились к преступлениям против порядка управления.

С принятием Уложения 1903 года была введена такая категория, как «смута» (как особый вид государственных преступлений). С.В. Познышев дал следующую характеристику смуты: в общеупотребительном смысле смута означает тревожное состояние общества, брожение умов, распространившееся на многих недовольство, негодование или какое другое беспокойное состояние.

В статье 289 Уложения 1903 года указывалось, что если «зачинщики или участники в преступном против властей восстании учинят сами либо по их распоряжению или возбуждению будет учинено смертоубийство или зажигательство», то они должны подвергнуться самому суровому (за исключением смертной казни) наказанию — лишению всех прав состояния и ссылке в каторжные работы на рудниках без срока.

В Уголовное Уложение Законом от 9 декабря 1891 года была введена новая статья 269. В ней перечислялись побуждения, которыми руководствовались участники «скопища» и которые являлись исчерпывающими, по мнению редакторов нового Уложения.

Однако, в разъяснении Правительствующего Сената по делу Ивлева и др. (1906r..N 23) было указано, что «значение поводов, указанных в ст.

269-1(прим), нельзя признать исчерпывающим», и был указан такой повод как «слухи, волнующие общественное спокойствие».

После Октябрьской революции 1917 года законодатель отнес массовые беспорядки к категории контрреволюционных преступлений, которые карались по всей строгости революционного времени. Как правило, массовые беспорядки в тот период возникали в результате недовольства, порой самых широких слоев населения, теми или иными преобразованиями, вносимыми новой властью.

В 1922 году с принятием первого УК РСФСР впервые сформулирован состав преступления массовые беспорядки (статьи 75,77), помещенные во 2-ой раздел главы «О преступлениях против порядка управления: Государственные преступления».

В УК 1922 года ответственность была дифференцирована в зависимости от характера и степени участия виновных в совершении преступления. В соответствии со ст. 75 УК того периода определялась ответственность за участие в массовых беспорядках при отягчающих обстоятельствах, которыми являлись вооруженность участников и совершение ими погромов, убийств, оказание вооруженного сопротивления властям.

При этом различалась ответственность организаторов, подстрекателей, непосредственных исполнителей погромов и других преступлений; лиц, оказавших вооруженное сопротивление властям, прочих вооруженных участников беспорядков, а также пособников и укрывателей.

Статья 77 УК 1922 г. предусматривала ответственность за участие в массовых беспорядках без отягчающих обстоятельств, В этом случае различие проводилось между организаторами и подстрекателями, с одной стороны, и всеми другими участниками беспорядков (исполнителями, пособниками, укрывателями) — с другой.

Признавались уголовно наказуемыми агитация и пропаганда, содержащие призывы к массовым беспорядкам (ст. 83), Согласно ст. 82 их участники, не совершившие тяжких преступлений (прежде всего предусмотренных ст. 75) и вовлеченные в беспорядки по мало сознательности и невежеству, могли быть приговорены к условному наказанию.

1-го января 1927 года вступил в действие Уголовный кодекс РСФСР (1926г.), который без существенных изменений воспроизвел соответствующие статьи УК РСФСР 1922 года. Новый УК не содержал главы, называвшейся «Государственные преступления». Глава 1 называлась «Контрреволюционные преступления», а глава 2 – «Преступления против порядка управления».

Положение о государственных преступлениях состояло из двух разделов:

1. «О преступлениях контрреволюционных» и « Особо опасные для Союза ССР преступления против порядка управления». Новый УК несколько смягчил санкции.

Положение «О преступлениях государственных» предусматривало ответственность за массовые беспорядки в статье 16, которая была помещена в разделе «Особо опасные для Союза ССР преступления против порядка управления».

Массовые беспорядки перестали считаться контрреволюционным преступлением. Была исключена уголовная ответственность за агитацию и пропаганду, содержавших призывы к совершению массовых беспорядков. Из числа квалифицирующих был исключен признак вооруженности.

Часть I статьи 16 Положения предусматривала ответственность за массовые беспорядки, сопровождавшиеся погромами, разрушением железнодорожных путей или иных средств сообщения и связи, убийствами, поджогами и другими подобными действиями.

Законодатель провел разграничение между организаторами, руководителями и участниками» совершающими указанные действия или оказавшими вооруженное сопротивление власти. Выделялась также отдельная категория лиц – «не совершившие указанных действий», т.е. пособники и укрыватели.

В части 2 статьи 16 устанавливалась ответственность за совершение действий, не отягченных погромами, разрушениями и т.п. Единственными условиями применения этой нормы остались оказание явного неповиновения законным требованиям властей, а также противодействие исполнению последними возложенных на них обязанностей или понуждение их к исполнению явно незаконных требований.

Таким образом, как и ранее, законодательные органы тщательно определяли санкцию в соответствии с характером и степенью общественной опасности преступления и личности виновного, устанавливали различные меры и сроки наказания, в необходимых случаях вводили альтернативные санкции, предоставляя судам широкую возможность индивидуализации наказания в пределах санкции закона.

Законом бывшего СССР от 25 декабря 1958 года «Об уголовной ответственности за государственные преступления (ст. 16),а затем УК РСФСР 1961 года (ст. 79 и аналогичные статьи УК бывших союзных республик) уголовно-правовой состав рассматриваемого преступления был определен как «организация массовых беспорядков, сопровождавшихся погромами, поджогами, разрушениями и другими подобными действиями, а равно непосредственное совершение их участниками указанных выше преступлений или оказание ими вооруженного сопротивления власти».

В Уголовном кодексе РСФСР 1960 г. не раскрывались признаки состава преступления, определяемого как массовые беспорядки, что значительно усложнило правильную квалификацию противоправных действий, совершаемых в ходе групповых нарушений общественного порядка, и отграничение массовых беспорядков от смежных составов преступлений (например, от злостного хулиганства, посягательства на жизнь и здоровье сотрудников правоохранительных органов).

Принятие четвертого в истории России Уголовного Кодекса, представляло собой новый этап в развитии российского уголовного законодательства.

Источник: https://megaobuchalka.ru/9/36194.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector