Экстрадиция в уголовном праве – понятия и основания для процедуры

Нелегальная эмиграция в другое государство — один из способов для преступника избежать наказания. В связи с этим большинство держав приняли соглашение, предусматривающее взаимную выдачу лиц, подозреваемых в совершении преступлений. Рассмотрим особенности закона об экстрадиции в РФ, с учетом порядка и условий данной процедуры.

Понятие и законодательное регулирование

Экстрадиция в уголовном праве – понятия и основания для процедуры

Суть проведения экстрадиции в принятии мер к преступникам, пожелавшим избежать возмездия, укрывшись на иностранной территории.

Положения об экстрадиции предусмотрены в российском уголовном праве — ст. 462 УПК РФ. Также возможность экстрадиции в 2020 году подтверждается заключенными межгосударственными договорами и конвенциями.

Статья 462 Уголовно-процессуального кодекса РФ «»Исполнение запроса о выдаче лица, находящегося на территории Российской Федерации»

Виды экстрадиции

Разновидности выдачи предусматривают несколько классификаций. Они зависят от гражданства выдаваемого преступника. Экстрадировать могут:

  • российских граждан;
  • иностранных подданных;
  • лиц, лишенных гражданства или имеющих паспорта нескольких государств одновременно.

Еще одна классификация учитывает цели данной процедуры. Лиц могут передавать для следующих действий:

  • расследования уголовного дела;
  • участия в суде в качестве обвиняемого;
  • приведения приговора суда в исполнение.

В зависимости от прав сторон — участников процедуры — различают выдачу граждан из РФ или в обратном направлении, по требованию российских властей.

Экстрадиция в уголовном праве – понятия и основания для процедурыКак и когда доходит до экстрадиции

Принцип экстрадиции

Процедура должна проводиться с учетом обеспечения соблюдения прав человека и международного законодательства. Экстрадиция в Россию и другие страны, согласно заключенным договорам, должна проводиться при соблюдении следующих принципов:

  • в приоритете соблюдение законодательства и интересов государства, рассматривающего требование другой страны о передаче лица;
  • граждане могут привлекаться к ответственности исключительно по положениям законодательства своего государства;
  • власти страны, подданным которой является человек, не могут привлекать его к ответственности за совершение неправомерных действий на территории другого государства;
  • в функции государственных властей входит защита собственных подданных;
  • власти неохотно идет на выдачу своих граждан, поскольку такие действия идут вразрез с интересами государства.

Каким органом разрешаются вопросы экстрадиции

Передача граждан входит в сферу компетенции Министерства иностранных дел и лично Генерального прокурора. Соответствующие просьбы поступают к Генпрокурору, рассматривающему поступившие запросы и принимающему решение, по итогам консультации с представителями МИД.

Условия экстрадиции преступника

Экстрадиция в уголовном праве – понятия и основания для процедуры

  • наличие соответствующего соглашения между Россией и государством, направившим запрос об экстрадиции в РФ;
  • лицо, подлежащее выдаче, — иностранного подданства. Россия не экстрадирует собственных граждан, согласно положениям ст. 61 Конституции;
  • податель запроса должен обосновать виновность гражданина в уголовном преступлении; выдаче подлежат лица, обвиняемые только в уголовных деяниях;
  • лица выдаются, при условии их принадлежности к подданным государства, направившего запрос;
  • уголовное законодательство обеих сторон процесса должно иметь общую позицию в отношении преступления обвиняемого;
  • преступник должен содержаться с соблюдением надлежащих условий и прав человека, доказательства чего предоставляются противной стороной; иначе в передаче может быть отказано.

Выдача своих граждан

Как отмечалось выше, конституционные положения исключают выдачу другим государствам граждан РФ. Это требование распространяется и на лиц с двойным гражданством.

Процедура экстрадиции

Экстрадиция в уголовном праве – понятия и основания для процедуры

Запрос составляется с обязательным указанием следующей информации:

  • сведений об организации, требующей передачи гражданина;
  • наиболее полных данных о гражданине, экстрадиция которого стоит на повестке дня, с отображением ФИО, регистрационного и фактического адреса, фотографий и пр.;
  • надлежащим образом заверенных копий судебных приговоров и постановлений, другой документации, подтверждающей правомерности предъявленных обвинений в совершении уголовно наказуемых деяний на территории страны.

Подготовленная документация должна соответствовать положениям Минской конвенции и других международных нормативных актов. Срок подачи запроса о проведении экстрадиции — в течение 40 дней от даты поимки преступника.

На следующем этапе сторона, получившая запрос, рассматривает полученные бумаги и принимает решение, взвесив доказательную базу и обоснованность требований о передаче преступника.

Если просьба одобрена, согласуется мера пресечения в отношении обвиняемого, дата и порядок выдачи лица, организация конвойного сопровождения.

Обвиняемый вправе ходатайствовать об обжаловании его выдачи, если решение принято неправильно и с нарушением гражданских прав. Просьба об обжаловании может подаваться в течение 10 дней с момента, когда он получил соответствующее уведомление.

В случае отказа, в течение недели может подаваться кассационная жалоба в вышестоящую инстанцию.

Если запрос составлен грамотно, и присутствуют доказательства, указывающие правомерность просьбы, другая сторона идет навстречу и выдает преступника.

Но иногда Генпрокурор РФ может принять решение об отсрочке или выдаче на временной основе. Необходимость отсрочки может объясняться проведением дополнительного расследования обстоятельств задержания обвиняемого, рассмотрения ходатайства о предоставлении убежища и пр.

Если принято решение о временной выдаче, преступника выдают на оговоренный срок для проведения следственных мероприятий или судебных процедур.

Когда в экстрадиции может быть отказано

Экстрадиция в уголовном праве – понятия и основания для процедуры

  • запрос подан с нарушением процедуры;
  • вина человека, подлежащего передаче, не доказана;
  • лицо не входит в число подданных государства, подавшего запрос;
  • для преступления, в котором обвиняется лицо, истек срок давности, или обвинение носит частный характер;
  • лицо, в отношении которого подан запрос, не может привлекаться к уголовной ответственности;
  • нарушено хотя бы одно из вышеперечисленных условий, относительно возможности экстрадиции.

Страны, где нет экстрадиции

Законодательство некоторых государств не предусматривает положений, допускающих возможность выдачи лиц другим странам, даже если присутствуют доказательства их вины.

Большинство стран, не подписавших договор об экстрадиции — оффшоры, поэтому подобные нормы законов направлены на увеличение денежного оборота и привлечение капитала. Во многих государствах запросы рассматривают в индивидуальном порядке, руководствуясь национальными интересами.

Экстрадиция в уголовном праве – понятия и основания для процедурыОсобенности законодательства об экстрадиции в разных странах

Список стран без экстрадиции в Россию

Количество стран, исключающих возможность экстрадиции в Россию — 132. Возможно расширение списка стран, отказывающих в экстрадиции в Россию, в связи со сложной внешнеполитической ситуацией.

Мотивация стран без экстрадиции в Россию:

  • ссылка на преследование по политическим обвинениям;
  • ненадлежащие условия содержания в российских тюрьмах;
  • отсутствие соответствующего соглашения.

Последнее из указанных условий относится к Беларуси и Китаю. Крупные западные страны, не поддерживающие взаимную экстрадицию преступников с РФ — США, Великобритания, Швеция.

Подобную позицию занимает большинство арабских государств — Катар, ОАЭ и пр. В качестве исключения в арабских странах, где нет экстрадиции, рассматриваются запросы по поводу лиц, обвиняемых в торговле наркотиками и бандитизме.

Экстрадиция из России в Украину

Экстрадиция в уголовном праве – понятия и основания для процедуры

Из РФ в Украину преступники выдаются, если:

  • обвиняемые относятся к гражданам Украины;
  • они не просили в РФ политического убежища;
  • в запросе представлены неопровержимые доказательства виновности данных лиц;
  • запрос подан с соблюдением предусмотренных формальностей;
  • передача согласуется с необходимыми для этого условиями.

При соблюдении перечисленных моментов для передачи преступника препятствия отсутствуют.

В чем разница между экстрадицией и депортацией

Экстрадиция в уголовном праве – понятия и основания для процедуры

При депортации не идет речь о передаче гражданина властям другого государства, как и о соответствующем запросе. Решение принимается исключительно властями страны, выдворяющей иностранца, при наличии соответствующих оснований.

Экстрадиция граждан — эффективный инструмент для борьбы с международной преступностью. Эта мера не позволяет преступникам скрываться от содеянного на территории другого государства. Важно, чтобы такие соглашения поддерживало как можно больше стран, а процедура передачи проводилась без нарушения прав и свобод граждан.

Источник: https://zakonoved.su/zakon-ob-ehkstradicii-sut.html

Что значит экстрадировать в международном праве в 2020 году

В средствах массовой информации мы часто сталкиваемся с ситуациями, когда человек, нарушивший закон или подозреваемый в уголовном деле, чтобы избежать наказания выезжает за пределы России и спокойно проживает в одном из иностранных государств.

Однако это не является решением проблемы, так как во многих странах действует экстрадиция. Это, конечно, длительный и бюрократический процесс, но свои плоды он приносит.

В этом материале попробуем разобраться, что значит экстрадировать подозреваемого/обвиняемого в преступлении.

Экстрадиция в уголовном праве – понятия и основания для процедуры

Значение термина «экстрадиция»

Понятие экстрадиции подразумевает арест подозреваемого и его последующую выдачу властям страны, которая этого требует. Причем стоит отметить, что арестованный не обязательно должен иметь гражданство той страны, которая требует его экстрадиции. Еще одним не более важным обстоятельством является индивидуальное рассмотрение каждого случая.

Таким образом, экстрадировать – это значит, что одно государство выдает подозреваемого в преступлении другому государству на основании соответствующего международного соглашения и предоставленных доказательств его вины.

Конечно же, далеко не всегда удается добиться экстрадиции, в большинстве случаев успешный итог дела зависит от взаимоотношений между странами. Если страны активно сотрудничают друг с другом в данном вопросе, скорее всего, подозреваемый будет выдан.

Классификация экстрадиции

Экстрадиция имеет свою классификацию, основанную на многочисленных критериях.

В зависимости от субъективных оснований этот процесс можно разделить на такие виды:

  • по отношению к гражданину Российской Федерации;
  • по отношению к иностранному гражданину;
  • по отношению к апатриду;
  • по отношению к бипатриду.

С учетом итоговой цели процедуры классификация выглядит следующим образом:

  1. Осуществление уголовного преследования.
  2. Осуществление правосудия.
  3. Исполнение приговора.

В зависимости от прав и обязанностей договаривающихся между собой сторон экстрадиция может быть разделена на такие виды:

  1. Выполнение процедуры по запросу Российской Федерации из иностранной державы в уполномоченное ведомство РФ.
  2. Выдача подозреваемого или обвиняемого по запросу любой страны к России.

В зависимости от тех юридических форм, в которых воплощаются экстрадиционные нормы, экстрадиция бывает договорная и бездоговорная, а исходя из метода правового воздействия, ее можно разделить на добровольную и обязательную.

Также процесс выдачи бывает первичным и повторным. В данном случае классификация зависит от достижения цели экстрадиции. Если после передачи запрашиваемому государству лицо уклонилось от ответственности и вернулось в выдавшую его страну, процедура может повториться.

Еще одним критерием классификации является срок выдачи. Если подозреваемый или обвиняемый передается иностранному государству на определенный период времени, – это временная экстрадиция, если временные рамки не оговариваются, речь идет об окончательной экстрадиции.

Действие соглашения о выдаче преступников в международном праве

Экстрадиция в уголовном праве – понятия и основания для процедурыВ большинстве случаев экстрадиция осуществляется на основе соответствующего двустороннего международного договора, заключенного между запрашиваемой и запрашивающей сторонами. Именно этот документ выполняет правовое регулирование выдачи преступников.

Также в качестве основания для экстрадиции может выступать многосторонняя конвенция, участие в которой должно принимать как государство, требующее выдачи правонарушителя, так и страна, которая в итоге будет принимать решение о его передаче иностранному государству. Европейская конвенция о выдаче, заключенная в 1957 году, –пример подобного соглашения. Также 13 июня 2002 года было принято  Рамочное решение «О европейском ордере на арест и процедурах передачи лиц между государствами-членами».

Стоит отметить, что экстрадиция может быть осуществлена и без наличия договоров или участия в международных конвенциях.

Таким образом, институт выдачи преступников в международном праве предусматривает выдачу преступников при отсутствии соответствующих международных обязательств, если подобное предусмотрено законодательством запрашиваемого государства или его уполномоченные органы приняли подобное решение в ходе рассмотрения конкретного случая.

По каким принципам осуществляется экстрадиция

Под принципами экстрадиции подразумевают основные правила, установленные правовыми нормами международных конвенций  и договоров об осуществлении процедуры выдачи преступников, либо подозреваемых, а также Конституцией и прочими внутригосударственными нормативными актами, в которых содержатся базовые основания для процедуры экстрадиции либо для отказа в ней.

Читайте также:  Что делать, если ребенка обижают в школе: как привлечь к ответственности обидчиков

Принципы экстрадиции в законодательстве Российской Федерации:

  1. Принцип экстрадиционности преступления.
  2. Принцип специализации.
  3. Двойная подсудность.
  4. Взаимная выдача преступников.
  5. Принцип универсальности.
  6. Отказ в экстрадиции собственных граждан.
  7. Принцип «aut dedere aut judicare»  («выдай или преследуй»).
  8. Окончание срока давности.
  9. Ответственность за совершение преступления политического характера.
  10. Политическое убежище.
  11. Отказ в выдаче (при условии вынесения приговора по тому же преступлению) либо прекращение преследования по делу.
  12. Ответственность за совершение преступления финансового характера.
  13. Выдача лица, которое не является подданным ни запрашиваемого, ни запрашивающего государства.
  14. Отказ в экстрадиции из гуманитарных соображений.
  15. Временная, а также дополнительная экстрадиция.

С какими странами у России подписан договор об экстрадиции

Экстрадиция в уголовном праве – понятия и основания для процедурыКак известно, Россия является участником Европейской конвенции о выдаче, поэтому должна выдавать преступников странам-участникам. Такие же обязательства у нее и по отношению к государствам, подписавшим вместе с ней в 1993 году Конвенцию стран СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. Данный документ регулирует условия и устанавливает правила экстрадиции правонарушителей.

Кому РФ обязана выдавать преступников

На сегодняшний день количество выданных Россией преступников намного превышает число правонарушителей, экстрадированных в нее другими странами.

Такая тенденция в большей степени зависит от наличия у Российской Федерации международных договоров о выдаче с другими государствами. Пока что такие двусторонние обязательства Россия имеет с 65 государствами.

В последнее время российское правительство старается расширить этот список и упростить данную процедуру.

В список стран, которым Россия выдает преступников входят также государства-участники Международной конвенции ООН (1988 г.), направленной на борьбу с незаконным оборотом наркотиков и психотропных препаратов.

Кто обязан выдавать преступников РФ

Страны, с которыми у РФ подписаны договоры об экстрадиции, обязаны выдавать России преступников, если это не противоречит их законодательству и процедура в полной мере соблюдена.

Такими государствами являются:

  • члены Европейской конвенции о выдаче;
  • члены Европейской конвенции о пресечении 1977 года;
  • участники Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанной в 1993 году в Минске;
  • Республика Азербайджан;
  • Киргизская Республика;
  • Япония;
  • Греция.

Однако это далеко не полный список.

В каких случаях возможна экстрадиция

Экстрадиция выполняется при наличии соответствующих международных договоров, заключенных между запрашивающей и запрашиваемой сторонами, либо при решении государства, от которого требуют выдачи, удовлетворить данный запрос, если это не противоречит его законодательству.

Сразу стоит отметить, что у Российской Федерации во всех подписанных международных соглашениях об экстрадиции есть пункт о том, что своих граждан Россия не выдает, так как данный принцип отражен в Конституции страны.

Для выдачи преступника в иностранное государство должен прийти соответствующий запрос и доказательства вины указанного лица. Если вся процедура и сроки соблюдены, а уполномоченные органы запрашиваемой стороны решат, что запрос обоснован, в данном случае экстрадиция возможна.

Правила и основания для выдачи у каждой страны свои, поэтому каждый случай рассматривается в индивидуальном порядке.

Условия, при которых преступник может быть выдан другому государству

Основанием для запроса о выдаче обвиняемого или подозреваемого является сам факт возбуждения уголовного дела, однако выдача предполагаемого преступника осуществляется при условии соблюдения всех правил.

Должно действовать правило двойной преступности. Инкриминируемое деяние, совершенное лицом, на которое пришел запрос об экстрадиции, должно быть уголовно наказуемым с точки зрения закона ив запрашивающем государстве, и в запрашиваемом.

Преступление, совершенное лицом, выдачу которого запрашивает государство, предусмотрено заключенным между взаимодействующими сторонами соглашением об экстрадиции либо инкриминируемое деяние попадает под один или несколько критериев, установленных данным договором.

Еще одной важной деталью процедуры выдачи является то, что экстрадируемое лицо может понести ответственность либо наказание, а также быть выдано третьей державе только за преступление, инкриминируемое ему в запросе о выдаче. При удовлетворении всех требований подозреваемого/обвиняемого экстрадируют.

Выдает ли Россия своих граждан

Между Российской Федерацией и некоторыми иностранными государствами действуют соглашения об экстрадиции, однако статья 61 Основного закона РФ гласит, что российские граждане не могут быть высланы за пределы России по требованию других стран. В связи с этим международные договоры о выдаче преступников, заключенные Правительством России, содержат соответствующий пункт.

Как осуществляется экстрадиция

Экстрадиция в уголовном праве – понятия и основания для процедурыСоблюдение процедуры экстрадиции не позволяет запрашиваемой стороне уклониться от рассмотрения данного требования, если государство, запрашивающее выдачу преступника, в свою очередь, предоставило все необходимые доказательства его вины, а также доводы, на основании которых может быть применена экстрадиция.

Подать запрос с требованием экстрадиции может только уполномоченное лицо государственного органа страны, отвечающего за данную процедуру (в России это генеральный прокурор), поэтому обычному гражданину образец запроса о выдаче преступника вряд ли понадобится.

Стоит отметить, что запрос о выдаче должен быть выполнен непременно в письменной форме и включать в себя все приложенные к нему доказательные документы, в частности, материалы о том, что инкриминируют лицу, чью экстрадицию требуют, с указанием закона, по которому он будет привлекаться к ответственности.  Также запрашивающая сторона должна выслать дополнительную информацию по делу, если такое требование будет исходить от страны, которая должна принять решение о выдаче.

Все документы, о которых говорилось выше, передаются по специальным дипломатическим каналам между министерствами юстиции либо прочими органами, на которые взаимодействующие страны возложили данные полномочия.

Необходимо помнить, что власти государства, к которому было направлено требование о выдаче конкретного правонарушителя, в качестве меры пресечения могут подвергнуть его аресту.

В экстренной ситуации данная мера может быть применена до поступления запроса о выдаче.

В этом случае стране, на территории которой находится подозреваемый/обвиняемый, направляется ходатайство о временном аресте данного лица, а уже после этого отправляется бланк запроса о выдаче преступника.

После того как запрашиваемая сторона приняла решение относительно полученного ею требования об экстрадиции, события развиваются по двум сценариям.

При отказе в экстрадиции человека не высылают из страны, на территории которой он находится, а запрашивающая сторона имеет право обжаловать вердикт; в случае удовлетворения требования иностранного государства о выдаче происходит передача преступника.

В данных обстоятельствах важно знать, куда доставляется экстрадированное лицо и кому передается. Бывает так, что в страну поступает несколько запросов от разных государств с требованием о выдаче одного и того же лица. В таком случае правонарушитель, подлежащий экстрадиции, передается и доставляется компетентным органам в страну, чье требование о выдаче было удовлетворено.

Нюансы экстрадиции в РФ

Экстрадиция в уголовном праве – понятия и основания для процедурыНа сегодняшний день число экстрадируемых в  Россию лиц значительно ниже, чем количество преступников, которых выдала она. Несмотря на то, что Российская Федерация имеет более 300 международных договоров об оказании правовой помощи, процесс экстрадиции нередко усложняется, если в деле замешаны политические или юридические мотивы. Также в процессе принятия решения, не последнее место занимает уровень сотрудничества в данном вопросе между странами, а также отношение к Российской Федерации как к государству в целом.

В процедуре экстрадиции часто действует принцип «ты – мне, я – тебе». Так как РФ своих граждан никому не выдает, как, скажем, страны-члены ЕС, которые заключили между собой соглашение об экстрадиции, некоторые страны не спешат выдавать России преступников, находящихся на их территории.

Когда в экстрадиции может быть отказано

Для экстрадиции преступника мало послать иностранному государству запрос с требованием о его выдаче, просьбу необходимо конструктивно обосновать и соблюсти все правила, иначе запрашиваемая держава ее не удовлетворит.

Чаще всего в экстрадиции отказывают по следующим причинам:

  • регламент подачи соответствующего запроса был нарушен;
  • предоставленные в запросе доказательства вины были признаны недостаточными;
  • лицо, в отношении которого требуют применить экстрадицию, не является гражданином/подданным запрашивающего государства;
  • лицо, выдачу которого требуют, подпадает под условия, запрещающие это.

Как избежать выдачи российским властям

Для того чтобы избежать экстрадиции в Россию, для убежища следует выбирать страны, которые не связаны с ней обязательством взаимовыдачи преступников, например, США или Великобританию. Если вы находитесь на территории страны, с которой у России подписан международный договор об экстрадиции, правильным решением будет заручиться поддержкой специалистов.

В чем разница между экстрадицией и депортацией

Довольно часто в новостях или средствах массовой информации можно встретить термины «экстрадиция» и «депортация», причем применяются они не всегда корректно.

Депортация применяется к иностранцам, нарушившим правила проживания либо миграционного учета, эту процедуру также можно назвать административным выдворением, она заключается в принудительной высылке лица или целой группы лиц в другое государство.

А вот выдача преступника одним государством другому называется экстрадицией, в процессе которой выдаваемый гражданин находится под присмотром и в некоторых случаях может быть предварительно арестован.

Подведем итоги

Выдача преступников другому государству в уголовном праве занимает особенную роль, так как является важнейшим инструментом международного сотрудничества.

Между странами ЕС заключены соглашения о выдаче своих граждан – так называемый Европейский ордер на арест, который значительно упрощает и ускоряет процедуру экстрадиции.

Многие государства, в числе и РФ, имеют двусторонние договоры о правовой помощи либо являются членами схожих по содержанию конвенций. Если подобных договоренностей нет, право убежища и выдача преступников осуществляется по усмотрению правительства запрашиваемой страны.

Довольно часто на решение об удовлетворении требования о выдаче влияют политические взаимоотношения государств либо репутация конкретной страны на международной арене. Если страны хорошо сотрудничают между собой в правовых, а также политических аспектах и протокол процедуры экстрадиции соблюден в полной мере, выдача предполагаемого преступника осуществляется в большинстве случаев.

В современном мире преступность набирает обороты, все больше выходя на международный уровень. Экстрадиция в зависимости от договоренностей применяется в большинстве развитых стран и помогает привлекать к ответственности преступников, на чьей территории они не находились бы. Этот процедура имеет огромное значение в межгосударственных правовых взаимоотношениях.

Читайте также:  Дисбат Мулино: назначение и особенности содержания

Источник: https://topmigrant.ru/dlya-inostrancev/prozhivanie-v-rf/ekstradiciya-iz-rossii.html

Экстрадиция. Правовые особенности и условия выполнения

Экстрадиция в уголовном праве – понятия и основания для процедуры

Экстрадиция – это выдача одним государством другому лиц, которые совершили преступные деяния, на территории этого государства. Общепризнанным фактом является то, что экстрадиция – это не обязанность государства, а его право, то есть, основываясь на каких-либо мотивах государство, имеет право отказать в экстрадиции. Передача преступника может быть обязательной только при наличии соответствующего международного договора.

Экстрадиция распространяется только на уголовные преступления, правонарушения которые связаны с административно-правовой и гражданско-правовой ответственностью не рассматриваются, как повод для данного действия.

Согласно ст. 13 УК РФ лица, имеющие российское гражданство, при совершении преступлений на территории другого государства этому государству не выдаются. Данное утверждение основано на ст.

61 Конституции РФ, в которой сказано, что российские граждане не подлежат выдаче другому государству и не могут быть высланы за пределы государства. Но это не исключает уголовного наказания, так согласно ч. 1 ст.

12 УК РФ гражданин РФ, совершивший преступление на территории другого государства, подлежит уголовной ответственности по законодательству РФ.

Ч. 2 ст. 13 УК РФ гласит, что выдача (экстрадиция) может касаться только лиц без гражданства или иностранных граждан, совершивших преступление вне пределов РФ и находящихся на территории российского государства. Как уже говорилось ранее, для экстрадиции, между государствами должен быть заключен двух- или многосторонний международный договор о правовой помощи.

Условия выдачи преступника

Практика экстрадиции закрепила положения о предъявлении требований о выдаче в случаях:

  • совершения преступления на территории государства, которое требует выдачи;
  • когда совершенное преступление направленно против государства и нанесло ему вред;
  • при условии, что преступник имеет гражданство запрашивающей экстрадицию страны.

Выдача преступника, совершившего преступления на территории нескольких государств, осуществляется путем дипломатических переговоров этих стран, на основании норм международного права и международных договоров.

Условия выдачи преступника:

  • соблюдение принципа тождественности;

Совершенное преступление, является таковым и на территории страны, в которой находится преступник.

  • гарантия неприменения к преступнику смертной казни.

В Российской Федерации смертная казнь отменена, поэтому передавая преступника, государство требует гарантии о том, что смертная казнь применена не будет.

Если требование о выдаче преступника связано с привлечением его к ответственности, государство, выдвинувшее его, обязано представить убедительные доказательства, виновности экстрадируемого лица.

Помимо этого выдача преступника может иметь цель приведения уже вынесенного приговора в действие. В таком случае основание для решения вопроса об экстрадиции – вынесенный приговор.

Международное право содержит дополнение к существующим условиям экстрадиции преступника, а именно: экстрадируемое лицо не должно подвергаться заключению, преследованию или ограничению личной свободы в связи с деяниями, которые не были основанием для выдачи.

Основания для отказа в экстрадиции:

  • экстрадиция запрашивается на лицо, являющееся гражданином страны в котором оно находится;
  • совершенное преступление преследуется в порядке частного обвинения;
  • истек срок давности преступления;
  • иные законные основания, делающие невозможным возбуждение уголовного дела;
  • запрашиваемое лицо на момент запроса не может быть привлечено к уголовной ответственности;
  • экстрадируемым лицом получено право убежище.

Принятие решений о выдаче преступника государству, на территории которого он совершил преступление, возложено на Генерального прокурора РФ, также данное решение может быть принято его заместителем (ст. 462 УПК РФ). Минимальный срок наказания, экстрадируемого лица, не менее 6 месяцев.

Порядок исполнения экстрадиции:

  • подача соответствующего запроса государством, на территории которого совершено преступление;

Срок запроса на экстрадицию — 40 дней с момента задержания преступника.

  • передача задержанного в местный орган прокуратуры;
  • избрание меры пресечения;
  • рассмотрения отсутствия или наличия обстоятельств исключающих экстрадицию (экстрадиционная проверка);
  • принятие решения об удовлетворении запроса или отказ в запросе;
  • вынесение постановления (при условии удовлетворения запроса);
  • уведомление задержанного лица о вынесении решения о выдаче;

Обжаловать решение, виновное лицо, может в течение 10 суток с момента получения уведомления. Подача кассационной жалобы в случае отказа в жалобе осуществляется в 7-мидневный срок с момента отказа.

  • поручение ФСИН от Генеральной прокуратуры РФ о передаче, экстрадируемого лица, запрашивающей стороне.

В некоторых случаях Генеральным прокурором РФ может быть вынесено решение об отсрочке или временной экстрадиции. Отсрочка может быть связана с различными нюансами в расследовании, рассмотрении вопроса о предоставлении права убежища и т.д. Временная выдача производится в основном для участия, экстрадируемого лица, в судебных и следственных процедурах.

Множество нюансов законодательства связанных с экстрадицией делают помощь адвоката по международным делам – необходимым условием для соблюдения законности.

В соответствии с законодательством РФ, каждый человек имеет право на адвоката, выдача лиц совершивших преступление не является исключением.

Знание международных норм права позволит адвокату по международным делам защитить вас от неправомерных действий со стороны представителей закона.

Источник: http://www.LegalNeed.ru/info/criminallaw/ekstradiciya/

Экстрадиция в уголовном праве

Экстрадиция является важным инструментом в достижении эффективного международно-правового сотрудничестве с иностранными государствами. Вопрос об отраслевой принадлежности экстрадиции, которая, несмотря на смежный характер, в целом является институтом уголовно-процессуального права.

Раскрывается содержание понятия экстрадиции, дается авторское видение экстрадиции в широком смысле, которая охватывает процедуры выдачи лиц для уголовного преследования и исполнения приговора, передачи осужденных лиц для отбывания наказания или принудительного лечения.

Говоря о проблематике принадлежности института экстрадиции к определенной отрасли права, следует иметь в виду, что вопрос о природе и месте экстрадиции в системе права является дискуссионным.

Статья посвящена анализу, систематизации и раскрытию требований, предъявляемых к выдаче лица, совершившего преступление, имеющих своей целью обеспечение правомерности осуществляемой экстрадиции и определение степени ее обязательности.

Основой исследования являются общенаучные методы познания (наблюдение, описание, измерение, эксперимент), а также ряд частно-научных методов: историко-юридический, системно-структурный, сравнительно-правовой, формально-логический и другие. Использовались социологические приемы в том числе — изучение материалов судебной практики.

В современном мире преступность как негативное социальное явление приобретает глобальный характер. Эти процессы характерны и для Российской Федерации, что признано на государственном уровне как угроза безопасности страны.

В моей статье я хочу рассмотреть такое явление в международном уголовном праве, как экстрадиция, то есть, выдача одним государством лиц совершивших преступления, другому государству по каким либо основаниям.

Институт экстрадиции является важнейшим правовым инструментом в борьбе с преступностью, правильное применение которого позволяет обеспечить неотвратимость наказания для лиц, совершивших преступление и старательно скрывающихся от правосудия.

Экстрадиция не представляет собой какой-то давно забытый институт международного уголовного права, зародившись много столетий назад, она с каждым днем развивается и совершенствуется, изменяя при этом и нынешнее мироустройство, ведь страшно представить ситуацию, когда люди перестанут отвечать за свои деяния, тем более, когда речь идет об уголовно наказуемых деяниях.

Целесообразность исследования экстрадиции вызвана, в частности, всё большим развитием международной преступности, бороться с которой становится сложней в виду существующих пробелов в законодательстве, устранение которых требует вмешательства не отдельных государств, а всего сообщества стран.

Как показывает практика, использование данных пробелов в механизме выдачи уже давно стало обычным делом для таких международных преступников, как террористы. И именно координация действий позволит приблизить несколько устаревшее законодательство к реалиям нынешнего времени, которое имеет свойство динамично изменяться.

Таким образом, нет необходимости объяснять причину выбранной мной темы и её актуальность, ведь что же еще заслуживает такого пристального внимания как не экстрадиция.

В данной статье я постараюсь раскрыть понятие экстрадиции, осветить историю её становления и развития как в России, так и в зарубежных государствах, подробным образом рассмотрю принципы осуществления экстрадиции, а также уделю внимание столь важному вопросу как соблюдение прав при её осуществлении, так как современный экстрадиционный процесс не может быть отделим от согласования интересов государств в борьбе с преступностью с интересами защиты прав человека. Рассмотрю теснейшую связь экстрадиции с такими фундаментальными правовыми категориями,как территориальное верховенство, юрисдикция государств и др. Путем сравнения различных международно-правовых актов постараюсь раскрыть сущность института экстрадиции, её значимость.

Рационально начать с того, что одним из первых известных истории договоров о выдаче можно назвать договор египетского фараона Рамсеса II с царем хеттов Хаттушилем III предусматривающий: «Если кто-либо убежит из Египта и уйдет в страну хеттов, то царь хеттов не будет его задерживать в своей стране, но вернет в страну Рамсеса». Как видим, сам факт бегства был основанием для выдачи. Заслуживает быть отмеченным положение Договора об обеспечении если не прав, то безопасности лиц, подлежащих выдаче: «Да не казнят их, да не повредят их глаз, уст и ног».

Положения о выдаче известны и практике Киевской Руси. В договорах (911 и 944 гг.) князей Олега и Игоря с Византией предусматривалось, что совершившие преступление в Византии русские подлежат выдаче в свою страну для наказания.

Соответственно греки выдаются Византии. Своеобразие выдачи в данном случае состоит в том, что она связана с иммунитетом от местной юрисдикции.

Другая особенность заключалась в том, что имелись в виду в основном общеуголовные, а не политические преступления.

Договоры о выдаче были известны и практике России. Один из наиболее ранних — «договорная запись» 1649 г. со Швецией о выдаче перебежчиков. Практика в целом сводилась к тому, что бежавшие из дружественных государств выдавались, а из недружественных — не выдавались.

Мусульманские страны не выдавали исповедующих ислам лиц государствам с иной религией.

Существенный поворот в судьбе института выдачи знаменовала Французская революция XVIII в., юридически оформившая право убежища. В Конституции 1793 г. говорилось: «Французский народ предоставляет убежище иностранцам, изгнанным из пределов своей родины за преданность свободе. Он отказывает в убежище тиранам» (ст. 120).

Читайте также:  Незаконный аборт: ответственность по УК РФ, законодательная база и состав преступления

В XIX в. право убежища получает общее признание и выдача приобретает характер взаимной помощи государств в борьбе с общеуголовной преступностью. В этом духе заключаются договоры и принимаются законы о выдаче.

Первым групповым договором был, пожалуй, Амьенский договор 1802г. Амьенский договор 1802 г. между Великобританией, Голландией, Испанией и Францией. Первым законом о выдаче стал бельгийский закон 1833 г.

Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII-XIX вв. — М.,957. с 357

Следует отметить, что право государств неодинаково регламентирует институт выдачи. Существуют два основных вида комплекса норм института выдачи. Один из них условно можно назвать европейским, другой — англо-американским.

Первый присущ странам романо-германского права не только континентальной Европы, но и латиноамериканским странам, а также бывшим колониям европейских стран, за исключением британских. Второй присущ странам «общего права».

Первый опирается на ряд четко определенных принципов:

  1. Невыдачи своих граждан;
  2. Двойной криминальности (т.е. уголовной наказуемости соответствующих деяний по законодательству запрашивающей и запрашиваемой сторон);
  3. Выданный преступник может быть судим лишь за то преступление, в связи с которым состоялась выдача;
  4. Лицо, преследуемое по политическим основаниям, выдаче не подлежит;
  5. Неприменения к выданному лицу смертной казни. Государство пребывания лица вправе требовать гарантии неприменения смертной казни у государства, требующего выдачи.

Второй вид основан на непризнании непреложности этих принципов. Его главная задача — обеспечить неотвратимость наказания даже путем «либерального» толкования договоров и законов.

Оба вида имеют свои положительные и отрицательные стороны. Европейская система обеспечивает законность и права выдаваемого. Вместе с тем она порою дает преступнику возможность избежать наказания. Англо-американская система снижает роль общих принципов и предоставляет суду право решать каждое дело с учетом конкретных обстоятельств, имея перед собой цель обеспечения наказания преступника.

В некоторых странах приняты специальные законы о выдаче, но в большинстве своем соответствующие нормы содержатся в конституционном, уголовном, уголовно-процессуальном праве. Например, в ст. 61 Конституции РФ закреплено: «Гражданин Российской Федерации не может быть выдан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству». Так же эта позиция содержится и в ч. ст. 13 УК, а в ч.2 той же статьи устанавливается возможность выдачи находящихся на территории РФ иностранных лиц и лиц без гражданства, совершивших преступления в иностранном государстве в соответствии с международным договором РФ. В качестве примера новых законов о выдаче можно указать на законы Австрии, Германии и Швеции.

Все они основаны на тех же принципах, что и Европейская конвенция о выдаче 1957 г. и предусматривают возможность отказа в выдаче, если судебная система запрашивающего государства не отвечает требованиям Европейской конвенции о правах человека.

Примером правовой системы, в которой отсутствует специальный закон о выдаче, может служить правовая система Италии. Соответствующие вопросы регламентируются Конституцией, Уголовным и Уголовно-процессуальным кодексами. Общие принципы те же, что и в законах о выдаче европейских государств, в частности, выдача, как правило, не может быть произведена без решения суда.

При решении связанных с выдачей вопросов приоритет принадлежит международным договорам. Процедура рассмотрения просьб о выдаче регулируется УПК. Вместе с тем в ст. 656 УПК сказано, что его положения применяются лишь в случае, если соответствующие вопросы не урегулированы договором. Запрещена выдача итальянских граждан, если иное не предусмотрено договором.

И такие договоры имеются, например, договор 1956 г. с Израилем.

Следует отметить, что в целом ряде европейских стран собственное право является достаточным основанием для выдачи и при отсутствии международных договоров (Италия, Франция и др.). Для стран «общего права» характерно считать наличие международного договора необходимым условием выдачи (Великобритания, США и др.). Из этого исходит и вышеупомянутый УК РФ (ч. 2 ст. 13).

В этот период происходит становление новой характерной черты института выдачи. Он не только служит борьбе государств против преступности, но и обеспечивает некоторые права выдаваемых.

Например, утверждаются принцип двойной криминальности, в соответствии с которым деяние, являющееся основанием для выдачи, должно считаться преступлением по праву как выдающего, так и запрашивающего о выдаче государства.

Одним из таких отклонений был институт выдачи в соответствии с законодательством и договорной практикой социалистических государств. Утвержденная СНК СССР в 1923 г.

Типовая конвенция о выдаче содержала общепринятую формулировку: «Скрывающееся от правосудия лицо не будет выдано, если требование о выдаче его вызвано преступлением или проступком религиозного и политического характера». На иной основе конвенции о выдаче не могли быть восприняты другими государствами.

В Российской Федерации вопросы экстрадиции также нашли свое закрепление во внутригосударственном законодательстве. Прежде всего, следует отметить ч. 1 ст. 61 Конституции РФ, где предусматривается положение, в соответствии с которым гражданин России не может быть выслан за пределы РФ или выдан другому государству. Ранее действовавшая Конституция 1978 г. (как и ч. 3 ст. 1 Закона о гражданстве Российской Федерации от 28 ноября 1991 г.) тоже запрещала выдачу российских граждан, однако допускала исключения, если такие исключения установлены законом или международным договором. В настоящее же время ч. 1 ст. 61 Конституции РФ подобных исключений не предусматривает.

Содержится императивное правило, запрещающее выдачу российских граждан другому государству.

Таким образом, из анализа всех рассмотренных выше положений следует, что основаниями экстрадиции могут быть международные договоры, национальное законодательство о выдаче и принцип взаимности. Соответствующее же юридическое обязательство выдачи вытекает только из международно-правового договора.

В соответствии с принципом «pacta sunt servanda» каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться, поэтому для эффективного противостояния преступности крайне важным представляется необходимость заключения как можно большего числа экстрадиционных договоров между различными государствами.

Итак, рассмотрев историю развития института выдачи, можно сказать, что экстрадиция на протяжении всего времени своего существования, была, хоть и по разным причинам, весьма востребована государствами, в различных регионах мира, что, в свою очередь, показывает важность и фундаментальность данного института в сфере международного сотрудничества.

Еще хочу отметить, что в судебной практике стран «общего права» не раз утверждалось, что принцип двойной криминальности является договорным, а не принципом общего международного права.

Отечественные ученые считают эту позицию юридически уязвимой, ведь она противоречит общему принципу уголовного права — «нет наказания без закона». Если право выдающего государства не квалифицирует деяние как преступное, то едва ли можно оправдать выдачу.

Еще более парадоксально выглядит ситуация, когда страна запрашивает выдачу лица за деяние, которое не считается преступлением по ее праву.

Одним из наиболее дискуссионных и концептуальных аспектов института экстрадиции в науке и в правоприменительной практике, по мнению ряда ученых [24], является вопрос об основаниях выдачи лиц, совершивших преступление, как условиях, при наличии которых выдача может быть осуществлена.

В юридической доктрине так же, как и на практике, выделяются различные основания выдачи лиц, совершивших преступление. Прежде всего, основанием экстрадиции следует считать международный договор.

При всей общности правового регулирования выдачи странами «общего права» между ними существуют и некоторые различия. Наиболее показательно отношение к законности при осуществлении выдачи. Суды США придерживаются позиции, согласно которой незаконная доставка обвиняемого на американскую территорию не лишает суд права подвергнуть такое лицо уголовному преследованию.

В решении Верховного Суда США по делу Мачайна (1992 г.) говорится что может быть признано правильным утверждение о том, что «похищение ответчика было «шокирующим» и что оно, возможно, нарушит принципы общего международного права». Однако это обстоятельство «не является препятствием для рассмотрения его дела судом Соединенных Штатов».

Такого рода позиция подвергалась критике со стороны многих стран, включая Канаду и Великобританию. В решении Палаты лордов (в качестве апелляционного суда) 1993 г., в частности, говорилось, что английские суды могут рассматривать суд над обвиняемым как «злоупотребление процессом», если английская полиция нарушила законную процедуру выдачи и организовала захват обвиняемого за рубежом незаконными методами».

Итак, можно сказать, что различия в регулировании выдачи существуют даже между странами с общими правовыми системами. Сложившаяся ситуация существенно осложняет деятельность тех, кто практически связан с осуществлением выдачи.

Необходимость борьбы с преступностью издавна обязывала государства объединять свои усилия, оказывать друг другу помощь в реализации уголовной политики.

Итак, в завершении своей статьи могу добавить, что в настоящее время институт выдачи продолжает развиваться.

Выдача регулируется растущим числом норм международного права, прежде всего, относящихся к таким его отраслям, как права человека и международное уголовное право, а также норм внутреннего права, относящихся к конституционному, уголовному и уголовно-процессуальному праву.

Активное развитие правового регулирования в данной области объясняется ростом значения института выдачи в борьбе с преступностью и усложнением его задач. Развитие международно-правового регулирования дополнительно стимулируется наличием различий в правовых системах государств.

Институт выдачи представляет собой сочетание суверенных прав государства с правами человека. Решение вопроса о выдаче — суверенное право государства, но осуществляется оно в соответствии с нормами международного и внутреннего права, включая и те, что относятся к правам человека.

Развитие института выдачи в направлении защиты прав человека — закономерная тенденция. Нельзя вместе с тем не учитывать и другую сторону — интересы борьбы с преступностью.

Защита прав человека не должна превратиться в препятствие на пути реализации принципа неотвратимости наказания.

Этот момент отмечается и Европейским судом по правам человека, обращающим внимание на необходимость соответствующего баланса между защитой институтов демократии от преступности как общего интереса и защитой прав индивида.

Источник: https://novainfo.ru/article/15997

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector