Законное воздействие – какие меры воспитательного характера могут быть применены для коррекции поведения человека

Так случается в жизни, что наши дети, которые не достигли совершеннолетия, оступаются, совершают поступки, какие идут в разрез с законом, нанося вред окружающим людям или обществу.

И не всегда это относится к подросткам из так называемых «неблагополучных семей».

Довольно часто дети довольно респектабельных, уважаемых людей совершают преступления, хотя внешне, кажется, что не нуждаются ни в чем. Может быть, недостаток человеческого внимания, может желание выделиться перед сверстниками, да еще много каких причин, по которым подросток может попасть не в ту жизненную колею.

И если:

  • вред, который был нанесен в результате действий, противоречащих нормам общества и закона довольно незначительный;
  • в итоге от совершенного противозаконного деяния нет тяжких или особо тяжких последствий для потерпевших, — в таких случаях, государство, старается уберечь этих подростков от реального уголовного наказания и лишения свободы.

Именно с целью переубедить, поменять отношение к жизненным позициям и поведению в обществе применяются к несовершеннолетним лицам, совершившим противоправные деяния, принудительные меры воспитательного характера.

Содержание принудительных мер воспитания включает в себя меры, способные оказать положительное влияние на подростка, у которого еще не сформировалась окончательно психика, и нет своих, с учетом жизненного опыта, взглядов на жизнь.

Кроме того, применение этих мер принудительного характера может помочь перевоспитать подростка или уберечь его от совершения новых преступлений.

Остановимся чуть конкретнее на некоторых мерах, применяемых к подросткам, которые совершили незначительные по своим последствиям преступления, имеющие принудительный характер воспитательного значения.

Применяя меры воспитательного характера, закон дает шанс оступившемуся подростку быть освобожденным от привлечения к уголовной ответственности даже в тех случаях, когда совершенные им деяния квалифицируются по разрядам уголовных преступлений.

Также, применяя к нему принудительные меры воспитания, государство дает возможность не начинать выход во взрослую жизнь подростка с отбытия наказания в местах лишения свободы и быть освобожденным от реального наказания, которое понесут взрослые люди, совершившие аналогичное преступление.

Предупреждение несовершеннолетнего

Одним из самых лояльных мер, в тех случаях, когда ваш несовершеннолетний ребенок совершит поступок, который относится к уголовным преступлениям, является именно предупреждение несовершеннолетнего.

Суть его заключается в том, что представитель правоохранительных органов, который работает с несовершеннолетними подростками, проводит предупреждающую беседу.

В своей беседе он доступным языком объясняет все неотвратимые последствия, которые ждут любого человека, вставшего на преступный путь.

Применение этой самой легкой из мер воспитательного характера возможно, когда преступление по своим последствиям довольно незначительное и на лицо раскаяние в содеянном преступлении подростка.

  • После проведенной беседы, желательно, чтобы подросток написал собственноручно обязательство, в котором обязательно нужно отметить, что он хорошо понял смысл того, о чем его предупредили.
  • Подписывается этот документ, как подростком, так и лицом, проводившим с ним предупреждающую беседу.
  • Это откладывает свой отпечаток и несет дополнительную ответственность перед подростком уже в том, что необходимо соблюдать подписанный документ.
  • Передача несовершеннолетнего под надзор

Кроме предупреждения подростка, в тех случаях, когда преступил закон несовершеннолетний ребенок из довольно благополучной семьи, есть смысл отдать его под надзор родителей или людей, которые фактически его воспитывают или заменившими ему родных отца и мать. Это может принести положительный эффект лишь в тех случаях, когда между взрослыми членами семьи и подростком складываются дружелюбные, доверительные отношения и ребенок прислушивается к мнению родителей.

Чтобы вынести постановление о передаче подростка, совершившего преступление небольшой или средней тяжести под надзор родителей, суд должен собрать характеристики людей, которым будут отданы полномочия вести контроль над поведением подростка.

При передаче полномочий надзора родителям или лицам, их заменяющим, разъясняются все возложенные на них обязанности и права, после чего оформляется документально в письменном виде под роспись.Как само собой разумеющееся, имеется в виду согласие родителей брать контроль над подростком.

  1. В тех случаях, когда образ жизни взрослых членов семьи подростка, вставшего на скользкую дорожку преступлений, дает повод усомниться в том, что ними может быть осуществлен надзор несовершеннолетнего, эта функция возлагается на государственный орган, специализирующийся в этих вопросах, к примеру, инспекцию по делам несовершеннолетних.
  2. Инспектор регулярно в таких случаях посещает, так сказать, «трудного» подростка дома, в школе, контролируют его поведение и провождение досуга, проводят профилактические беседы.
  3. Срок, на который может быть вынесено постановление или определение суда о взятии подростка под надзор может составлять от двух месяцев до трех лет и вплоть до его совершеннолетия.

Обязанность загладить причиненный вред

Еще одной мерой, носящей принудительный характер, но в то же время воспитательное воздействие на подростка, совершившего преступление и нанесшего тем самым вред потерпевшим как имущественного, так и морального характера, — это обязать его возместить. Хотя бы даже частично нанесенные затраты или ущерб, выраженный в материальной части.

Но, принимая эту меру, необходимо принимать во внимание, есть ли у подростка какие-то постоянные доходы.

Это возможно, к примеру, если шестнадцатилетний подросток подрабатывает или получает стипендию. Принимая постановление о принятии конкретной меры обязать загладить причиненный вред, важно не переусердствовать, чтобы не поставить подростка в затруднительное положение по выполнению обязательства, и не толкнуть на новое преступление.

Обязанность загладить причиненный вред может быть исполнена, если провинившийся подросток отремонтирует своими руками какую — то технику или предметы обихода, если у него есть навыки, и он умеет это делать. Также возможен вариант замены более — менее равноценной вещью, какая принадлежит лично подростку, который нанес вред.

В тех случаях, когда подросток не имеет никаких доходов, возложение обязанности загладить причиненный вред потерпевшим по определению суда переходит полностью или частично родителями, или лицами, которые их заменяют.

Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего

Кроме вышеперечисленных мер принудительного воспитательного воздействия, как впрочем, и наряду с ними, к подростку применяют ограничение досуга или предъявляются особые требования поведения подростка, уже раз совершившего преступление, хотя и не имевшее тяжких последствий для окружающих.

К таким мероприятиям могут быть отнесены: посещение каких-то конкретных увеселительных заведений, возможность управлять автотранспортом (мопеды, мотоциклы, скутера), запрет на выезд за город даже в выходные дни, запрет на выезд из города, скажем на каникулы, запрет на выход на улицу после определенного времени и многие другие нюансы.

Если же подросток будет систематически нарушать возложенные на него ограничения, он после письменного уведомления, с которым его ознакомят под роспись, может оказаться в реальных местах лишения свободы.

Об этом необходимо уведомить несовершеннолетнего, который вполне возможно, в силу возрастных особенностей, не совсем четко отдаёт себе отчет о последствиях нарушения мер принудительного характера воспитания.

Вместо заключения

Важно помнить, что как говорится «От сумы и от тюрьмы – не зарекайся!»

В любой семье может случиться беда. И ваш ребенок то ли под влиянием своих друзей, то ли от недостатка вашего внимания, может попасть в жизненную переделку и совершить деяния, о которых, может быть, со временем, сильно пожалеет.

  • Именно, чтобы не сломать судьбу подростка, который осознал свою вину в содеянном преступлении, предусмотрены принудительные меры, способные повлиять на перевоспитание подростка.
  • Какую именно из мер определить в конкретном случае, принимая во внимание все нюансы: от вида преступления, до семьи, где воспитывался подросток, принимает суд, вынося определение или постановление о назначении таких мер.
  • В отдельных случаях могут применяться несколько мер по совокупности.

Источник: https://advokat-malov.ru/nesovershennoletnie/soderzhanie-prinuditelnyh-mer-vospitatelnogo-vozdejstviya.html

Меры воздействия на ребенка, который систематически нарушает школьный устав

Проблема систематического нарушения школьного устава учащимися часто встречается в школьной практике. Дети, которые постоянно нарушают правила школьной жизни, вызывают тревогу родителей и учителей. Неравнодушные родители обращаются за консультациями к психологам, социальным педагогам.

Учителя стараются найти к учащемуся индивидуальный подход, применить меры воспитательного характера. Часто такие «особенные» дети имеют ряд психологических проблем или их семьи считаются социально опасными.

Нередко эти учащиеся стоят на внутришкольном учете, оказывают отрицательное влияние на других обучающихся, нарушают права работников школы, мешают нормальному функционированию образовательной организации.

Что может считаться нарушением школьного Устава?

Примерами могут служить различные нарушения.

Систематические действия, повлекшие срыв учебного процесса, оскорбления и угрозы в адрес участников образовательного процесса, кража личного и школьного имущества, систематические драки, прогул уроков без уважительной причины — все это является примерами нарушения школьного устава.

Следует отметить, что Устав каждой школы четко определяет правила, в соответствии с которыми ученик должен посещать школу. Еще одним важным обстоятельством, в результате которого к ученику могут быть применены меры дисциплинарного характера, является систематичность нарушений.

Как реагировать школьной администрации, учителю, если ребенок не реагирует на замечания, беседы и продолжает вести себя вразрез установленным в школе правилам?

Многие учащиеся, которые совершают нарушения, очень хорошо знают свои права. Пытаются их всячески отстаивать. Но очень часто они забывают про свои обязанности. В Законе № 273-ФЗ от 29.12.

2012 «Об Образовании в Российской Федерации» указаны обязанности и ответственность учащихся образовательной организации. Основными обязанностями ученика являются обязанность добросовестно учиться, выполнять требования устава школы, уважать честь и достоинство других обучающихся.

Если учащийся не выполняет данные условия, то к учащемуся могут быть применены следующие меры дисциплинарного взыскания:

  • замечание
  • выговор
  • отчисление из образовательной организации

(ст.43 п.4 ФЗ РФ № 273 -ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации»)

Меры дисциплинарного воздействия применимы только к обучающимся средней и старшей ступеней образования. Для обучающихся, имеющих отклонения в психическом развитии, данные меры недопустимы.

Также недопустимым является и применение в отношении учащихся таких мер наказания как привлечение к дежурству, задержка после уроков, не допуск к уроку, оскорбление или унижение человеческого достоинства. Эти меры являются незаконными. Их следует расценивать как нарушение прав учащихся на образование. Такие наказания считаются методами психического насилия в отношении ученика.

Отчисление учащегося из образовательной организации допускается только по достижении им 15 лет. Отчисление применяется скорее, как исключительная мера дисциплинарного воздействия. Учащийся должен быть злостным нарушителем порядка в школе, допустив множественные умышленные проступки. Также необходимым условием является отсутствие реакции на меры педагогического и воспитательного характера.

«Решение об отчислении несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет и не получившего основного общего образования, как мера дисциплинарного взыскания, принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Решение об отчислении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства» (ст.43 п.9 ФЗ РФ № 273 -ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации»).

До применения наказания администрация школы должна затребовать от обучающегося письменное объяснение. Если по истечении трех учебных дней объяснение не представлено, то составляется соответствующий акт. Отказ или уклонение обучающегося от предоставления им письменного объяснения не является основанием для освобождения его от дисциплинарного взыскания.

Мера дисциплинарного взыскания применяется к обучающемуся не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка.

Для того, чтобы более подробно остановиться на такой мере, как исключение из образовательного учреждения необходимо обратиться к Приказу Минобрнауки Российской Федерации от 15.03.1213 № 185 «Об утверждении Порядка применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания».

  • Об отчислении несовершеннолетнего администрация учреждения должна сообщить в местный орган управления образованием, который, не позднее чем в месячный срок, принимает меры по дальнейшему получению общего образования несовершеннолетним.
  • Обжалование решения об отчислении.
  • Обучающийся, родители (законные представители) несовершеннолетнего вправе обжаловать принятое решение в отношении обучающегося в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений образовательного учреждения.
  • Снятие наказания.
  • Если в течение учебного года со дня применения меры дисциплинарного взыскания к обучающемуся не будет применена новая мера дисциплинарного взыскания, то он считается не имеющим меры дисциплинарного взыскания.
  • Руководитель образовательного учреждения до истечения учебного года со дня применения меры дисциплинарного взыскания имеет право снять ее с обучающегося по собственной инициативе, просьбе самого обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося, по ходатайству советов обучающихся или советов родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
  • Что делать если родители не отреагировали на беседы с директором и не приняли никаких мер?

Существует административная ответственность родителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих родительских обязанностей. (ст.5.35 Кодекса РФ об административных правонарушениях 30.12.2001 № 195 ФЗ).

Например, п.3 ст.5.35 КоАП РФ № 195 ФЗ разъясняет, что повторное совершение административного правонарушения, влечет наложение административного штрафа на родителей/ законных представителей в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пяти суток.

Помимо дисциплинарных взысканий, учащийся подлежит и административной ответственности. Это возможно сделать, если учащийся достиг возраста 16 лет. К лицам от 16 до 18 лет, совершившим административные правонарушения, применяются меры, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних.

Читайте также:  Права задержанного: их обеспечение и обязанности арестованного

Директор школы не является субъектом административной юрисдикции и не имеет права накладывать штрафы и иные административные взыскания. Этим занимаются только комиссии по делам несовершеннолетних с составлением соответствующего протокола.

Какие меры административного характера можно применить к несовершеннолетним?

Если ребенок совершил в школе серьезное правонарушение (порча школьного имущества, кража, хулиганство, появление в школе в состоянии алкогольного опьянения и т. д.) , то к нему могут применить такие виды административного наказания, как предупреждение или административный штраф. Штраф — особенный вид наказания для подростков.

Особенности данного вида наказания несовершеннолетним состоят в том, что штраф назначается как при наличии у несовершеннолетнего самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание, так и при отсутствии таковых.

Штраф, назначенный несовершеннолетнему, по решению суда может взыскиваться с его родителей или иных законных представителей с их согласия.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что помимо мер дисциплинарного воздействия к несовершеннолетнему могут быть применены и административные наказания.

Школа может сделать замечание, выговор, отчислить из образовательного учреждения и применить меры воспитательного характера.

Если ребенок систематически нарушает правила школьной жизни, Устав образовательного учреждения, то необходимо обратиться к социальному педагогу, который поставит учащегося на внутришкольный учет и сообщит о нем в комиссию по делам несовершеннолетних.

Тема постановки на внутришкольный учет учащегося будет подробно освещена в следующем выпуске.

Источник: https://eduface.ru/consultation/ombudsmen/mery_vozdejstviya_na_rebenka_kotoryj_sistematicheski_narushaet_shkolnyj_ustav

Эффективность применения принудительных мер воспитательного воздействия

В статье рассматриваются вопросы, посвященные эффективности применения принудительных мер воспитательного воздействия.

Борьба с правонарушениями несовершеннолетних – одна из наиболее важных сторон всего процесса искоренения преступности в нашем государстве. Не случайно в декабре 2016 г. В.

В Путин дал поручение правительству на разработку мер, направленных на декриминализацию подростковой среды. Следует отметить, что преступность несовершеннолетних, имеет значительные особенности.

Они обусловливаются психологией несовершеннолетних, степенью их развития, способностью реально оценивать происходящие события и т. п.

К сожалению, увеличивается число несовершеннолетних употребляющих спиртные напитки, а так же снижается возраст, с которого их употребление начинается [1, с. 47]. Специфические черты преступности привели законодателя к необходимости тщательной регламентации уголовной ответственности несовершеннолетних.

По мнению В. Б. Боровикова, достижение целей уголовной ответственности несовершеннолетних во многом зависит от того, насколько уголовный закон учитывает особенности личности данной категории лиц (возрастные, психофизические, социальные и др.).

При адекватном отражении этого обстоятельства в законодательстве создаются условия для реализации продуманной, научно обоснованной уголовно-правовой политики в сфере борьбы с подростковой преступностью [2, с. 92-93].

Законодатель придерживается политики гуманизации уголовной ответственности несовершеннолетних, это выражается в видах и размерах предусмотренных для них наказаний. Кроме этого, уголовный закон предусматривает возможность применения к несовершеннолетним принудительных мер воспитательного характера.

Однако, анализ статистических данных показывает, что в настоящее время суды явно недостаточно используют воспитательный потенциал принудительных мер воспитательного воздействия. Так, в России в 2010 г. судами были применены принудительные меры воспитательного воздействия в отношении 752 подростков, в 2011 г. – 822, а в 2012 г.

число освобожденных от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия снизилось до 461, или на 43,9%; в специальные учебно-воспитательные учреждения в 2010 г. было направлено 337 человек, в 2011 г. – 432 человека, а в 2012 г.

это число сократилось до 270, или на 37,5%, их доля от основного числа осужденных составила, как и в 2012 г., 0,04 %.

Принудительный характер данных мер, предполагает оказание на несовершеннолетнего воспитательного воздействия, с помощью которых возможно его исправление.

В настоящее время ст. 90 УК РФ предусмотрены следующие принудительные меры воспитательного воздействия:

  • предупреждение;
  • передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;
  • возложение обязанности загладить причиненный вред;
  • ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

Предупреждение заключается в разъяснении несовершеннолетнему, совершившему преступление, общественно опасных последствий.

Так же несовершеннолетнему разъясняются последствия, которые могут наступить для него при совершении им повторного преступления.

Которые выражаются в привлечении его к уголовной ответственности и назначении санкции, которая предусмотрена соответствующей статьей Особенной части УК РФ.

Именно в разъяснении последствий, которые могут наступить в случае повторного совершения преступления, и выражается сущность предупреждения. Предупреждение, как правило, осуществляется в устной форме. Мы поддерживаем позицию Н. А. Тюгаевой, что эффективнее брать письменное обязательство с несовершеннолетнего, в котором он указывает, что суть предупреждения ему ясна.

Таким образом, письменное обязательство повышает ответственность несовершеннолетнего перед государством, другими людьми и самим собой [4, с.29-30].

Данная мера воспитательного воздействия не предполагает ограничения прав и контроля за поведением несовершеннолетнего, совершившего преступление.

Это обстоятельство, а также психолого-педагогические особенности личности и негативный опыт поведения зачастую способствуют формированию у подростка чувства безнаказанности.

В связи с этим, полагаем, что эффективнее назначать предупреждение в комплексе с другими принудительными мерами воспитательного воздействия.

Передача под надзор на родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированный государственный орган заключатся в возложении на них обязанностей по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего, совершившего преступление, и контролю за его поведением. Становление личности начинается в семье, поэтому данная мера носит ярко выраженный воспитательный характер.

Закон предусматривает двух субъектов, которым возможно поручение надзора: родители (опекуны) и специализированные государственные органы. Обязанности родителей или лиц, их заменяющих, происходят из семейного права. Семейным кодексом РФ установлено, что родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей.

Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (ст. 63 СК РФ). Передача несовершеннолетнего под надзор не наделяет родителей какими-либо иными правами и обязанностями по отношению к ребенку, чем предусмотрено СК РФ.

Она лишь должна побуждать родителей к более активному воспитанию подростка, к устранению криминогенных условий.

Если, родители или лица, их заменяющие имеют влияние на подростка, правильно оценивают его поведение, могут осуществлять за ним повседневный контроль, в этом случае, имеет смысл назначение данной меры воспитательного воздействия, как передача под надзор родителям. Хоть закон и не требует согласия родителей в качестве для применения этой меры, но применение ее без такого согласия не эффективно.

Когда родители и заменяющие их лица, не согласны принять обязанность по надзору, либо не способны должным образом выполнить эту обязанность, лучше передать несовершеннолетнего преступника под надзор специализированному государственному органу. Изъятие из семьи, привычной обстановки и передача несовершеннолетнего под надзор государственного органа рассматривается как вынужденная, крайняя мера.

Возложение обязанностей загладить причиненный вред возлагается с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него трудовых навыков. Трудовые навыки предполагают умение несовершеннолетнего, совершившего преступление, работать, умение заниматься общественно полезным трудом и отсутствие противопоказаний, обусловленных инвалидностью, психическими травмами и пр.

В исключительных случаях, обязанность загладить причиненный вред может касаться и причиненного морального вреда, который может быть заглажен извинением раскаявшегося несовершеннолетнего преступника, если имело место посягательство на неприкосновенность или достоинство личности.

Эта мера будет являться эффективной, если у несовершеннолетнего есть возможность выполнить ее самостоятельно, без чужой помощи.

Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего является наиболее серьезной мерой, связанной с ограничением свободы времяпрепровождения несовершеннолетнего, совершившего преступление.

При применении данной меры, несовершеннолетнему преступнику создаются условия, которые могут оградить его от негативного воздействия окружающей среды.

В УК РФ указаны следующие требования к поведению несовершеннолетнего за период применения к нему данной меры:

  • запрет на посещение определенных мест;
  • использование определенных форм досуга, в том числе связанных с управлением механическим транспортным средством;
  • ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток; выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа;
  • требование возвратиться в общеобразовательное учреждение либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа.

Данные ограничения имеют выраженный воспитательный характер, потому что при их назначении используются педагогические средства стимулирования (обязанности, запреты, требования). Они нацелены на улучшение условий для исправления, наказания негативного и одобрения позитивного развития несовершеннолетнего. Перечень требований не исчерпывающий и при определенных условиях может быть дополнен.

Так же существуют методы регулирования поведения, избавления от негативных привычек, приучения к соблюдению социальных норм и формирования положительного опыта жизнедеятельности. Наряду с приучением, упражнением и стимулированием очень важную педагогическую функцию выполняет контроль со стороны всех субъектов воспитания несовершеннолетнего осужденного

Таким образом, данные меры по своему содержанию являются воспитательными, а по характеру исполнения – принудительными. С уголовным наказанием они имеют только внешнее сходство. В принудительных мерах воспитательного воздействия отсутствуют элементы наказания. Они не делятся на основные и дополнительные. Несовершеннолетнему может быть одновременно назначено несколько воспитательных мер.

К сожалению, применение принудительных мер воспитательного воздействия не являются эффективными, потому что у подростка формируется мнение о безнаказанности за свои действия. Он не чувствует ответственности за наступившие последствия, совершенного им преступления.

В конечном итоге несовершеннолетние в большинстве случаев систематически не исполняют назначенные им меры и совершают новые преступления, что побуждает государственные органы привлекать их к уголовной ответственности.

Поэтому, мы придерживаемся точки зрения, что необходимо законодательно исключить возможность освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности в связи с применением принудительных мер воспитательного воздействия в случаях, когда они ранее освобождались от уголовной ответственности с применением таких мер.

Источник: https://novainfo.ru/article/10395

Проблемы применения принудительных мер воспитательного воздействия как альтернативы наказания несовершеннолетних

В настоящей статье изучены нормативно-правовые, подзаконные акты, исследованы обобщенные сведения судебной практики, монографические и периодические издания, продемонстрированы статистические показатели преступности несовершеннолетних вРоссийской Федерации. Основываясь на полученных данных, автор выявил основные проблемы и пути совершенствования института применения мер воспитательного воздействия.

На сегодняшний день вопросу назначения уголовного наказания несовершеннолетним уделяется особое внимание, обусловленное возрастными особенностями данной категории лиц. Постановлением Пленума Верховного Суда РФ № 1 от 1 февраля 2011 г.

«О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» [2] разъясняются главные аспекты, которые необходимо учитывать суду, назначая наказание несовершеннолетнему.

Одним из таковых аспектов и, надо отметить, первоочередным, является возраст несовершеннолетнего. В отличие от совершеннолетних, несовершеннолетние лица могут быть освобождены от уголовной ответственности, если будет признано, что их исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.

Уголовный кодекс Российской Федерации (далее по тексту — УК РФ)  предусматривает несколько специфических мер воздействия на несовершеннолетних. Первой мерой в УК РФ прописано предупреждение.

Данная мера состоит в разъяснении подростку вреда, причиненного его деянием, и возможных последствий в случае повторного совершения преступлений.

То есть, можно сделать вывод о том, что предупреждение — это разовое мероприятие, имеющее как воспитательное, так и правовое значение, целью которого является осознание несовершеннолетним противоправности своего поведения и соблюдения в дальнейшем социального порядка.

Следующей мерой является передача несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих. Передача под надзор предполагает побуждение родителей или лиц, их заменяющих к более усиленному контролю за несовершеннолетним, обращению их внимания на досуг подростка.

Однако данная мера может утратить всякий смысл, если имеется вероятность того, что у родителей либо лиц, их заменяющих, нет возможности оказания на несовершеннолетнего воспитательного воздействия. Это может быть обусловлено неблагополучными условиями в семье, отсутствием авторитета взрослых.

Поэтому при решении вопроса о передаче несовершеннолетнего под контроль родителей или лиц, их заменяющих, суд должен убедиться в том, что указанные лица имеют положительное влияние на подростка, правильно оценивают содеянное им, могут обеспечить надлежащее поведение и повседневный контроль за несовершеннолетним.

К сожалению, ответственности за неисполнение этой принудительной меры воспитательного воздействия родителями или лицами, их заменяющими, законодательством не предусмотрено, видимо в силу отсутствия механизма контроля за данными лицами.

Обязанность загладить причиненный вред заключается в том, что несовершеннолетний должен устранить последствия, причиненного им вреда. Однако эта мера назначается с учетом имущественного положения подростка.

В соответствии с гражданским законодательством, оно определяется наличием у несовершеннолетнего самостоятельных доходов, заработка, стипендии, вкладов в кредитные учреждения и т. п., следовательно, эта мера имеет смысл лишь тогда, когда несовершеннолетний самостоятельно возмещает вред и именно в таком случае ее целесообразно назначать в объеме, необходимом для удовлетворения требования о возмещении вреда, поступившем от потерпевшего.

Ограничение досуга и установление особых требований к поведению характеризуется наложением запрета несовершеннолетнему на посещение каких-либо мероприятий, общественных мест, ограничением распоряжения своим досугом и пребывания вне дома. Перечень таких «запрещений» не установлен и должен назначаться исходя из личности несовершеннолетнего, не причиняя вред ему самому и не унижая его честь и достоинство.

Читайте также:  Тайна усыновления ребенка: как это регулируется законодательством и основные понятия

Практика назначения мер воспитательного воздействия применима только к несовершеннолетним, совершившим преступления небольшой или средней тяжести.

Доля таковых преступлений среди несовершеннолетних является преобладающей в нашей стране: по данным, приведенным порталом правовой статистики, в период с января по май 2017 года в Российской Федерации выявлено 16594 преступлений, совершенных несовершеннолетними.

Из них наибольшие показатели наблюдаются в совершении несовершеннолетними преступлений средней тяжести, что в количественных показателях равно 8 531 преступлениям.

Анализируя сведения последних лет можно утверждать, что в период с 2014 г. по настоящее время наблюдается тенденция незначительного снижения преступных показателей.

Однако удельный вес преступности несовершеннолетних отражен в прямо противоположных данных.

Данные сведения подтверждаются многочисленными приговорами о назначении наказания к подростку, а применение мер воспитательного воздействия носит редкий, исключительный характер.

Это вполне обоснованно, поскольку значительная доля преступлений приходится на преступления против личности и собственности. Они характеризуются высокой степенью организованности, наличием корыстных мотивов, применением насилия, а в целом, преступность среди подростков в России составляет примерно 2,38 % от общей массы совершенных преступлений.

Другой вопрос в рамках «исключительности применения мер воспитательного воздействия» вызывает проблематика вынесения судами решений в отношении несовершеннолетних: если один суд принимает решение о применении к подростку принудительных мер воспитательного воздействия, то другой суд — назначает наказание. Полагаем, что это напрямую связано с личностью виновного.

В соответствии с УК РФ, совершение преступления, предусмотренного п. «в» ч. 2 ст. 158 УК РФ, относится к преступлениям средней тяжести. Приговором суда по делу1–357/2012 [6]Герасимов Е. А. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного п. «в» ч. 2 ст. 158 УК РФ, с назначением ему наказания в виде обязательных работ на срок сто двадцать часов. В соответствии с приговором по делу 1–179/2012, [50]Сагдаткиреева Л. А.

освобождена от уголовной ответственности с применением принудительной меры воспитательного воздействия — предупреждение.

Обоснованность данных решений практически одинакова: полное признание обвиняемыми своей вины, раскаяние в содеянном, активное способствование раскрытию и расследованию преступления. Одинакова и квалификация содеянного.

Однако думается, что принятию таких кардинально разных решений способствует недостаточность теоретических знаний судей в области психологии и педагогики для того, чтобы действительно определить восприимчивость и потребность подростка в воспитании.

Тогда бы и в первом случае к подростку были применены принудительные меры воспитательного воздействия, а не наказание.

Вместе с тем в практике практически не имеется случаев назначения такой принудительной меры воспитательного воздействия, как обязанность загладить причиненный вред.

Это связано с отсутствием в законе порядка исполнения данной меры, в частности нет указания на срок, в течение которого данная мера должна быть исполнена и несоблюдение которого будет свидетельствовать о неисполнении принудительной меры воспитательного воздействия.

Также суды учитывают, что у несовершеннолетнего практически всегда отсутствуют самостоятельные доходы.

Но данная мера воспитательного воздействия может заключаться и в восстановлении поврежденного имущества собственным трудом несовершеннолетнего, в передаче потерпевшему имущества или определенных предметов в порядке компенсации за имущество, уничтоженное или поврежденное при совершении преступления, либо в денежной компенсации причиненного ущерба. В таком случае важно наличие у подростка трудовых навыков и отсутствие противопоказаний к трудовой деятельности, обусловленных инвалидностью, возрастом, психическими травмами и др.

Другой проблемой применения мер воспитательного воздействия является и то, что меры воспитательного воздействия назначаются за совершение преступления небольшой или средней тяжести, а мера, указанная в ч.2 ст.92 УК РФ, — за преступления средней тяжести и тяжкие уголовно наказуемые преступления. Исключения представляют особо тяжкие преступления и ряд составов тяжких преступлений, указанные в ч.5 ст.92 УК РФ.

На наш взгляд, в данной мере прослеживается аналогия с изоляцией подростка от общества, что противоречит правовой природе мер воспитательного воздействия.

Советским педагогом и психологом Фельдштейном Д. И. разработана типизация подростков-правонарушителей: «Среди правонарушителей, помимо группы лиц, характеризующихся устойчивым комплексом общественно отрицательных, аморальных, примитивных потребностей, системой откровенно антисоциальных взглядов, присутствуют и группы подростков со слабо деформированными потребностями, а также несовершеннолетние, случайно ставшие на путь правонарушений».

Целесообразнее в таком случае предусмотреть иные меры воспитательного воздействия для несовершеннолетних преступников, совершивших преступления средней тяжести и тяжкие, а также тех, кто был вовлечен в преступную деятельность за счет расширения перечня мер воспитательного воздействия. А за счет законодательного закрепления контролирующего органа, появится возможность добиться исправления подростка без игнорирования аспекта его психического развития, которое в возрасте 14–18 лет является важнейшим фактором становления личности.

Выбирая данную тему исследования, автор хотел подчеркнуть важность наличия в Российской Федерации такого специфического института, как применение принудительных мер воспитательного воздействия, назначаемых альтернативно наказанию.

Проанализировав статистику, судебную практику, напрашивается вывод о том, что применение мер воспитательного воздействия — довольно редкое явление, встречающееся в решениях судов и нуждается в скорейшем совершенствовании.

Обязательной прерогативой таковых улучшений должны быть нормативно-правовые акты, разъяснения, дополнительная квалификация правоохранительных и следственных органов.

Институт семьи является преобладающим в нашей стране. И если превентивных мер, выполняемых первыми социальными группами несовершеннолетнего недостаточно, то государство должно позаботиться не только о восстановлении нарушенного общественного порядка, но и сохранении целостности личности подростка.

Источник: https://moluch.ru/archive/166/45349/

Освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности с применение принудительных мер воспитательного воздействия

От уголовной ответственности и наказания несовершеннолетний может быть освобожден:

    1. по общим основаниям;
    2. по специальным, имеющим отношение только к данной категории лиц.

При этом надо иметь в виду, что при применении общих видов освобождения от уголовной   ответственности учитываются особенности привлечения к уголовной ответственности и наказания лиц, не достигших 18-летнего возраста.

Основания освобождения несовершеннолетнего от уголовной ответственности:

    • в связи с деятельным раскаянием (ст. 75 УК РФ);
    • в связи с примирением с потерпевшим (ст. 76 УК РФ);
    • в связи с истечением сроков давности (ст. 78 УК РФ) — необходимо учитывать особенности сроков давности применительно к несовершеннолетним.

При освобождении от уголовной ответственности лица, не достигшего 18-летнего возраста, в связи с истечением сроков давности (ст. 78 УК РФ) необходимо учитывать особенности сроков давности применительно к несовершеннолетним. Согласно ст. 94 УК РФ, они сокращены наполовину.

Таким образом, подросток освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления истекли следующие сроки:

    1. 1 год после совершения преступления небольшой тяжести;
    2. 3 года после совершения преступления средней тяжести;
    3. 5 лет после совершения тяжкого преступления;
    4. 7,5 лет после совершения особо тяжкого преступления.

К лицам, не достигшим 18-летнего возраста, как и к взрослым преступникам могут применяться амнистия и помилование.

Принудительные меры воспитательного воздействия

Все специальные виды освобождения лиц, не достигших 18-ти лет, от уголовной ответственности или наказания связаны с применением принудительных мер воспитательного воздействия.

Принудительные меры воспитательного воздействия — установленные законом меры государственного принуждения к несовершеннолетним, совершившим преступления небольшой или средней тяжести, с целью их исправления педагогическими средствами без привлечения к уголовной ответственности или без применения уголовного наказания.

Принудительными они являются потому, что назначаются и приводятся в исполнение независимо от воли виновного или его законного представителя, обязательны как для лиц, совершивших преступления, так и для других лиц. Их реализация обеспечивается силой государственной власти. По своему содержанию меры, предусмотренные ч. 2 ст. 90 УК РФ, носят воспитательный характер.

Принудительные меры воспитательного воздействия применяются к лицам, не достигшим 18-летнего возраста на момент их назначения.

Статья 90 УК РФ предусматривает следующие принудительные меры воспитательного воздействия:

    1. предупреждение;
    2. передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих,либо специализированного государственного органа;
    3. возложение обязанности загладить причиненный вред;
    4. ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

Предупреждение предполагает разъяснение несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступлений. Эта мера воздействия имеет как воспитательное, так и правовое значение.

Передача под надзор состоит в возложении на родителей или лиц, их заменяющих, либо на специализированный государственный орган обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением.

Обязанности родителей или лиц, их заменяющих, вытекают из семейного права (ст. 63 СК РФ).

Закон не требует согласия родителей (лиц, их заменяющих) на передачу им под надзор несовершеннолетнего, но практически оно необходимо, так как иначе теряется смысл этой меры.

Когда указанные лица в силу ряда причин не способны осуществлять контроль за поведением подростка, обеспечивать правильное воспитание, несовершеннолетнего целесообразно передавать под надзор специализированному государственному органу (комиссии по делам несовершеннолетних при соответствующем органе местного самоуправления).

Обязанность загладить причиненный вред возлагается с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков. Способ, которым заглажен причиненный вред, значения не имеет. Ущерб может быть возмещен деньгами, взамен испорченного предмета передается качественная вещь, производится установка демонтированного оборудования и т. д.

Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего могут предусматривать запрет посещения определенных мест, использования некоторых форм досуга, в том числе связанных с управлением механическим транспортным средством, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа. Несовершеннолетнему может быть предъявлено также требование возвратиться в образовательное учреждение либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа.

Закон содержит примерный, а не исчерпывающий перечень возможных ограничений, применяемых к несовершеннолетнему.

Он может быть существенно расширен с учетом конкретных обстоятельств совершения преступления, окружения подростка, его участия в неформальных объединениях антиобщественной направленности, условий, характера учебы или трудовой деятельности, служебной, материальной или иной зависимости, взаимоотношений с потерпевшим, соучастниками преступления и т. д.

Срок применения таких принудительных мер воспитательного воздействия, как передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного органа и ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего, устанавливается продолжительностью от 1 месяца до 2 лет при совершении преступления небольшой тяжести и от 6 месяцев до 3 лет — при совершении преступления средней тяжести. Несовершеннолетнему может быть назначено одновременно несколько видов мер из числа указанных в ст. 90 УК РФ.

В случае систематического неисполнения лицом, не достигшим 18-летнего возраста, принудительной меры воспитательного воздействия эта мера по представлению специализированного государственного органа отменяется и материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности (ч. 4 ст. 90 УК РФ).

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/osvobozhdenie-nesovershennoletnich-ot-ugolovnoy-otvetstvennosti-s-primenenie-prinuditelnich-mer-vospitatelnogo-vozdeystviya

Лекция 11. Меры воспитательного воздействия

Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает возможность освобождения лиц, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте, от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия. Принудительные меры разнообразны по своему содержанию. Каждая мера обладает спецификой воспитательного воздействия на несовершеннолетнего правонарушителя.

Таковых мер в УК РФ предусмотрено четыре: предупреждение; передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа; возложение обязанности загладить причиненный вред; ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего (ч. 2 ст. 90 УК РФ).

Предупреждение (ч.1 ст. 91 УК РФ). Эта мера заключается в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступления.

Предупреждение рассчитано на разовое действие и имеет целью помочь несовершеннолетнему правонарушителю осознать неправильность своего поведения и необходимость в дальнейшем добровольно и сознательно соблюдать установленный в обществе порядок.

Передача несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа (ч.2 ст. 91 УК РФ). Эта мера является новеллой уголовного законодательства.

Читайте также:  Как отличить поддельные права от настоящих: признаки и наказание за подделку

Она заключается в возложении на родителей или лиц, их заменяющих, либо на специализированный государственный орган обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением.

Передача под надзор предполагает указание органа, применившего данную меру, лицам или соответствующему государственному органу о необходимости тщательного и систематического контроля за поведением подростка, устранения условий, способствующих антиобщественному поведению и т. д.

Применение этой меры будет оправданным только в том случае, когда родители или лица, их заменяющие, способны оказать на несовершеннолетнего положительное воздействие и скорректировать его поведение, а это возможно только если родители обладают авторитетом в глазах своего ребенка.

Закон не требует согласия родителей (лиц, их заменяющих) на передачу им под надзор несовершеннолетнего, но практически оно необходимо, так как иначе теряется смысл этой меры.

Если указанные лица в силу ряда причин не имеют возможности осуществлять контроль за поведением подростка, не способны обеспечивать должное воспитание, несовершеннолетнего целесообразно передавать под надзор специализированному государственному органу.

Возложение обязанности загладить причиненный вред (ч. 3 ст. 91 УК РФ). Эта мера понуждает подростка к деятельному заглаживанию причиненного его деянием вреда.

Обязанность загладить причинённый вред возлагается с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков. Законодатель не ставит цели вообще устранения вреда; загладить — значит преуменьшить, смягчить вред, причинённый потерпевшему совершённым преступлением.

Законом не определён и его вид; в преступлениях он может быть как материальным, так и моральным. Однако необходимо обратить внимание на содержащееся в ч. 3 ст. 91 УК указание на имущественное положение несовершеннолетнего и его соответствующие трудовые навыки, свидетельствующее о том, что законодатель имеет в виду в первую очередь имущественный ущерб.

Его возмещение возможно при следующих условиях: подросток имеет самостоятельный доход (заработная плата, стипендия, пенсия, другие законные источники) либо соответствующее имущество; обладает трудовыми навыками, позволяющими собственноручно устранить причинённый вред (отремонтировать повреждённые вещи, привести в надлежащий вид помещение и т.д.). Способ, которым заглажен причинённый вред, значения не имеет.

Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего. УК РФ наиболее подробно характеризует эту новую принудительную меру воспитательного воздействия. Согласно ч. 4 ст. 91 УК, указанная мера может предусматривать запрет посещения определенных мест, использования определенных форм досуга, в том числе связанных с управлением механическим транспортным средством, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, выезда в другую местность без разрешения специализированного государственного органа.

На несовершеннолетнего может быть также возложена обязанность возвратиться в образовательное учреждение либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа. Этот перечень не является исчерпывающим, и орган, применивший принудительную меру воспитательного воздействия, может возложить на несовершеннолетнего и иные обязанности.

Однако все эти ограничения преследуют позитивную цель — оградить подростка от вредных влияний микросреды, а также с помощью контроля нормализовать его поведение.

Помимо мер, определенных ст. 90 УК, предусматривается возможность освобождения несовершеннолетнего от наказания с помещением в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием (ч. 2 ст. 92 УК РФ).

Особенность этой меры заключается в том, что она может быть применена и в отношении несовершеннолетних, совершивших тяжкие преступления, в отличие от мер, зафиксированных в ст. 90 УК РФ.

Однако на практике принудительные меры воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних применяются крайне редко: как показывает изучение статистических материалов Управлений Судебного департамента при Верховном Суде РФ по Кемеровской, Томской, Новосибирской и Омской областям, принудительные меры воспитательного воздействия за период с 2000 г. по 2004 г. применялись в отношении 1-4% несовершеннолетних, совершивших преступления (см. таблицу 11).

Таблица 11

Применение ПМВВ по регионам (в %)

Регион / Год
Кемеровская область 3,93 3,46 3,52 2,7 3,25
Томская область 2,71 2,97 3,04 2,48 3,14
Новосибирская область 1,57 1,9 2,32 1,87 2,2
Омская область 2,34 2,56 2,11 3,45 2,96

Безусловно, такая ситуация не соответствует принципам гуманизма и экономии мер уголовно-правовой репрессии. Меры воспитательного воздействия по своей сути призваны стать альтернативой наказанию в отношении несовершеннолетних, совершивших преступления небольшой или средней тяжести.

Не случайно ФЗ от 08.12.2003 г. №162-ФЗ в ч. 2 ст. 87 УК РФ принудительные меры воспитательного воздействия поставлены на первое место среди мер уголовно-правового воздействия на несовершеннолетних, совершивших преступление, — тем самым законодатель сделал акцент на приоритете этих мер перед наказанием. Кроме того, из ст. 90 УК РФ исключено указание на то, что несовершеннолетний может быть освобожден от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия только в случае совершения им преступления небольшой или средней тяжести впервые.

Таким образом законодатель попытался расширить сферу применения принудительных мер воспитательного воздействия, однако это до настоящего времени не привело к желаемому результату.

Возможно, судьи не верят в эффективность принудительных мер воспитательного воздействия, а потому отдают предпочтение условному осуждению несовершеннолетних к лишению свободы, которое в настоящее время стало наиболее применяемой в отношении несовершеннолетних формой реализации уголовной ответственности (70-75%).

Как верно отмечает К.Д. Карелин, «одной из объективных причин неприменения принудительных мер воспитательного воздействия, является отсутствие четкой законодательной модели, механизма их реализации, что в свою очередь является следствием недостаточной исследованности социально-криминологической обусловленности данных мер и самого института в целом. Неприменение принудительных мер воспитательного воздействия именно на судебной стадии может быть объяснено «избыточностью» альтернатив, например, в виде условного осуждения»[215].

Почему же при прочих равных обстоятельствах суды отдают предпочтение именно условному осуждению, а не принудительным мерам воспитательного воздействия?

Как отмечают опрошенные нами судьи, неприменение ими принудительных мер воспитательного воздействия обусловливается отсутствием практики применения этих мер, механизма их реализации и отсутствием возможности эффективного контроля за поведением несовершеннолетних во время действия принудительных мер воспитательного воздействия. В случае же применения условного осуждения такая практика есть, определены полномочия специализированного органа по контролю за поведением условно осужденных несовершеннолетних.

Однако, на наш взгляд, потенциал воспитательных мер, не являющихся уголовным наказанием, очень велик в силу того, что у большинства несовершеннолетних отсутствуют стойкие антиобщественные установки, и коррекция их неправомерного поведения возможна и без применения наиболее строгих мер, каким является уголовное наказание.

По мнению В.Д. Филимонова, «именно для лиц, общественная опасность которых носит кратковременный характер, обычно представляет собой результат взаимодействия несовершеннолетнего с конкретной ситуацией и значения свойства личности не достигла, законодательство и предусматривает возможность освобождения от уголовной ответственности в соответствии со ст. 10 УК РСФСР».

Работники правоохранительных органов также считают, что применение принудительных мер воспитательного воздействия имеет благоприятные перспективы, но для расширения сферы их действия необходимо в законодательстве детально урегулировать вопросы применения этих мер.

Мы считаем необходимым создание системы мер воспитательного воздействия на базе существующего перечня принудительных мер воспитательного воздействия.

Основанием применения меры воспитательного воздействия, как и в настоящее время, должно быть совершение несовершеннолетним преступного деяния.

Однако, на наш взгляд, эти меры должны быть лишены карательной сущности, главным в них должен стать воспитательный аспект, а потому, в первую очередь, необходимо исключить из ст. 90 УК РФ указание на то, что меры воспитательного воздействия имеют принудительный характер.

Само по себе принуждение к совершению или несовершению каких-либо действий не способно оказать достаточного влияния на поведение несовершеннолетнего.

Для формирования у несовершеннолетнего правопослушного поведения следует использовать методы воспитательной направленности, учитывая пластичность личности подростков и возможность коррекции их поведения некарательными, а воспитательными мерами.

На наш взгляд, целесообразным было бы, опираясь на опыт зарубежных стран, предусмотреть возможность замены меры воспитательного воздействия на более строгую или более мягкую в зависимости от поведения несовершеннолетнего, а также возможность досрочной отмены мер воспитательного воздействия, если отпала необходимость в их дальнейшем применении.

По нашему мнению, меры воспитательного воздействия являются такой формой воздействия, которая наиболее отвечает психологическим особенностям несовершеннолетних.

Ведь в отношении несовершеннолетних акцент должен быть смещен с карательных элементов на воспитательные, как это сделано во многих зарубежных странах, — как показывает опыт, такой путь является более эффективным, нежели чрезмерное использование уголовных наказаний.

Поэтому и в России нужно стремиться к максимальному расширению сферы применению мер воспитательного воздействия за счет малоэффективных уголовных наказаний.

На наш взгляд, следует расширить перечень мер воспитательного воздействия с тем, чтобы у суда было больше возможностей выбрать альтернативную меру правового реагирования и не прибегать к уголовному наказанию.

С учетом позитивного зарубежного опыта предлагаем дополнить перечень мер воспитательного воздействия, содержащийся в ст. 90 УК, следующими мерами:

Обязанность принести извинение потерпевшему и постараться достичь примирения.

Такие извинения могут приноситься как публично (в зале судебного заседания), так и наедине с потерпевшим, однако в последнем случае необходимо, чтобы факт выполнения этой меры был доведен до сведения специализированного государственного органа (ПДН).

Указание об опеке (воспитательная опека).

Сущность этой меры заключается в опеке над несовершеннолетним со стороны определенного лица, призванного оказывать поддержку опекаемому в случае возникновения у него криминально значимых личных и социальных проблем. Воспитательная опека должна осуществляться квалифицированными психологами или социальными педагогами.

Важной предпосылкой успеха этой меры является доверие в рамках межличностных отношений, поэтому желательно учитывать мнение несовершеннолетнего при выборе опекуна. Длительность воспитательной опеки должна определяться с учетом личности несовершеннолетнего, но в любом случае законодательно необходимо закрепить максимальную ее продолжительность.

На наш взгляд, достаточным будет определить срок воспитательной опеки в один год.

Опекун вправе лишь советовать и побуждать несовершеннолетнего к каким-либо действиям, но не вправе предъявлять никаких требований, поскольку опека должна иметь преимущественно педагогический характер, однако одной из составных частей опеки тем не менее является элемент надзора. Главной задачей воспитательной опеки является помощь несовершеннолетнему в преодолении проблемных жизненных ситуаций: при конфликтах с родителями, проблемах в школе, поиске работы и т. п.

Указание принять участие в курсах социального тренинга.

Эта мера успешно применяется в Германии, в том числе к несовершеннолетним, совершившим тяжкие преступления. В рамках курсов социального тренинга происходит социальное обучение несовершеннолетних, направленное на предотвращение совершения повторных преступлений.

В зависимости от конкретной ситуации могут быть предложены следующие виды курсов:

  • курсы в течение выходных дней (от одной до нескольких недель);
  • продолжительные по времени курсы-блоки, ориентированные в основном на переживание различных событий, например, нахождение в специальном лагере отдыха;
  • длительные курсы, проводящиеся постоянно на протяжении нескольких недель или месяцев[217].
  • Содержание курса должно быть обусловлено особенностями аудитории, при этом должны учитываться проблемы и интересы его участников, то есть несовершеннолетних.

Домашний арест.

Эта мера должна применяться в виде запрещения выхода из дома в определенное время либо в определенные (выходные или праздничные) дни.

Домашний арест является наиболее строгой из всех предлагаемых нами мер, поэтому его применение возможно только в том случае, если нет возможности использовать более мягкие меры воздействия.

Целью данной меры является контроль за свободным временем несовершеннолетнего именно в выходные (праздничные) дни, когда он не занят на учебе или работе[218].Однако применение этой меры ни в коем случае не должно причинять вред учебе или работе несовершеннолетнего.

В настоящее время возможность применения к несовершеннолетнему мер воспитательного воздействия связывается с категорией совершенного преступления – оно должно быть небольшой или средней тяжести.

Однако, как следует из статистических материалов Управлений Судебного департамента Российской Федерации по Кемеровской, Томской, Новосибирской и Омской областям, доля тяжких и особо тяжких преступлений в преступности несовершеннолетних существенно выше, нежели преступлений небольшой и средней тяжести.

Источник: https://infopedia.su/1x9f2d.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector